Главная страница
qrcode

ечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ началь. Закона от 29 декабря 2012 г. 273-фз Об образовании в Российской Федерации


НазваниеЗакона от 29 декабря 2012 г. 273-фз Об образовании в Российской Федерации
Анкоречня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ началь
Дата16.12.2017
Размер150 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла4l.doc
ТипЗакон
#25
страница1 из 3
Каталогr-p

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 4l.doc, 4t.doc, 4orkse.doc, 4o.doc, okrm2.doc, angl_r_programma2.doc, 4orkse-2100.doc, fizkultura_3.docx, okr1.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по предмету « Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина, М.: «Просвещение», 2014), (учебно-методический комплект «Школа России»), учебного плана МАОУ « СОШ №31» г. Великий Новгород, федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2015 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

«Литературное чтение» — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическо­му воспитанию.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразитель­ным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отно­шения к слову и умения понимать художественное произве­дение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только об­учения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художест­венными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятель­ности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справоч­ным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию чи­тательской деятельности для своего самообразования. Грамот­ный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с тек­стом, понимает прочитанные и прослушанные произведе­ния, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оце­нить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращает­ся на словесно-образную природу художественного произве­дения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, це­нись образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Рабочая программа по предмету не соответствует авторской программе «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина). В авторской программе на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели), в учебном плане МАОУ «СОШ №31» на 2015-2016 учебный год (составлен на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)) изменилось количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе (102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели)).

Учебно-тематический план: Авторская Рабочая



Наименование разделов и тем



1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 1

2

Летописи, былины, жития

11 7

3

Чудесный мир классики

22 19

4

Поэтическая тетрадь

12 8

5

Литературные сказки

16 11

6

Делу время - потехе час

9 7

7

Страна детства

8 6

8

Поэтическая тетрадь

5 4

9

Природа и мы

12 10

10

Поэтическая тетрадь

8 6

11

Родина

8 5

12

Страна Фантазия

7 5

13

Зарубежная литература

17 13




Итого

136 ч. 102ч


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Основные задачи курса:

- развивать у учащихся способность воспринимать художе­ственное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства язы­ка, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссозда­ющее воображение учащихся и особенно ассоциативное мыш­ление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений, воспитывать художествен­ный вкус;

- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов по­ступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные пред­ставления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, раз­вивать интерес к самостоятельному литературному творче­ству;

- создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формиро­вать читательскую самостоятельность; „

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, про­изведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художествен­ные и научно-познавательные). Программа включает все ос­новные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги по­полняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.

Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

включает все виды речевой и читательской деятельности (уме­ние читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения ме­няются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт ос­воение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее фор­мируются приёмы интонационного объединения слов в пред­ложения, увеличивается скорость чтения (беглое - чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением со­держания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают ра­циональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выбороч­ное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответ­ствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения ве­дётся целенаправленная работа по развитию навыка осознан­ного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами вырази­тельного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и го­ворить) проводится параллельно с обучением чтению. Со­вершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказыва­ния, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваивают­ся продуктивные формы диалога, формулы речевого этике­та в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и класси­ческих) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, вы­борочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художе­ственные, деловые (учебные) и научно-познавательные тек­сты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми уме­ниями, как деление текста на части, озаглавливание, составле­ние плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропе­девтика. Учащиеся получают первоначальные представлении о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур­ного произведения, об основных жанрах литературных произ­ведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаут­ка). Дети учатся использовать изобразительные и выразитель­ные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план вы­двигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащие­ся осознают, что перед ними не просто познавательные ин­тересные тексты, а именно произведения словесного ис­кусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художествен­ного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе прово­дится в объёме, который позволяет детям почувствовать це­лостность художественного образа, адекватно воспринять ге­роя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащим­ся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизнен­ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируют­ся образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечи­вает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к дей­ствительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсцениро­вания и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного ис­кусства.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только об­учения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомят­ся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и на­родов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается совершен­ствование техники чтения, дети начинают осмысленно вос­принимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедли­востью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмо­циональное восприятие произведения. Система духовно-нрав­ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урок литературного чтения, формирует личностные качества чело­века, характеризующие его отношение к другим людям, Ро­дине.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускпиками начальной школы следующих личностных, метапредметпых и предметных результатов в соответствии с требовани­ями ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстети­ческих потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлеж­ности;

  • овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возмож­ность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом