Главная страница
qrcode

методичка сост л я бобрицких. Учебно-методическое пособие для вузов Редактор А. П. Воронина Подписано в печать 17. 04. 2007. Формат 60x84 16. Уел, печ л. 1 Тираж 50. Заказ 193


НазваниеУчебно-методическое пособие для вузов Редактор А. П. Воронина Подписано в печать 17. 04. 2007. Формат 60x84 16. Уел, печ л. 1 Тираж 50. Заказ 193
Анкорметодичка сост л я бобрицких
Дата16.12.2017
Размер164 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаdrl_metod.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#34
страница1 из 3
Каталогdl/1k

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: zr_txtodisseya.doc, zr_gomerepos.doc, rl_orlov.doc, rl_met.doc, drl_vopros.doc, drl_metod.doc, slp_met.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Учебное издание
Бобрицких Людмила Яковлевна
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Практикум)
Учебно-методическое пособие для вузов
Редактор А.П. Воронина
Подписано в печать 17.04.2007. Формат 60x84/16. Уел, печ.л. 1,5. Тираж 50. Заказ 193.

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета.

394006, г. Воронеж, Университетская площадь, 1, ком.43, тел.208-853. Отпечатано в лаборатории оперативной печати ИЛЦ ВГУ.
Методические указания

Практические занятия по курсу истории древнерусской литературы являются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Материал практических занятий не дублирует соответствующие разделы лекционного курса. Его задача - провоцировать у студентов интерес к исследовательской деятельности, активизировать творческий потенциал.

При изучении древнерусской литературы студент неизбежно столкнется с объективными и субъективными трудностями. В первую очередь, материал, которым ему предстоит овладеть, включает в себя историю развития русской литературы на протяжении семи веков! Кроме того, неизбежны трудности, возникающие в процессе чтения произведений той эпохи, когда древнерусская литература только начинала складываться как неотъемлемая часть русской культуры. Древнерусские памятники, в отличие от произведений Нового времени, выступают лишь в роли объекта изучения и не вызывают живого читательского интереса. Их богатое идейное и эмоциональное содержание, выраженное в своеобразных формах, отталкивает неподготовленного читателя. Студентам как раз предлагаются планы занятий по произведениям, которые мало известны широкому читателю, но должны быть знакомы специалисту.

Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов и список литературы, включающий произведения художественного и научно-исследовательского характера. Практические занятия достаточно разнообразны по жанру. Предлагается обращение к целостному анализу художественного произведения (например, «Повесть временных лет», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве»), уделяется внимание проблеме эволюции жанра (повести о «смутном времени»), проводится сопоставительный анализ произведений (бытовые повести второй половины XVII в. - «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). При выборе последовательности расположения тем принималось во внимание становление и развитие древнерусской литературы, поскольку одной из главных задач практических занятий является формирование у студентов навыков соотнесения конкретных художественных произведений с закономерностями развития литературного процесса в целом,

Произведения, предлагаемые для изучения на практических занятиях, представляют ведущие жанры древнерусской литературы. Среди них летопись, слово, историческая повесть, бытовая повесть, сатира, житие, виршевая поэзия.

Первый этап подготовки к практическому занятию - чтение художественных текстов. Иногда лексика, синтаксис и морфологические формы средневековья могут быть осмыслены только с помощью специальных лингвистических комментариев, что предполагает обращение к словарям разного типа. Необходимо осмыслить содержание произведения, попытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами плана практического занятия.

Следующий этап предполагает изучение научно-критической литературы. Изучение работ ведущих ученых-литературоведов поможет выработке правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры; позволяет увидеть разную интерпретацию художественного текста, его жизнь во времени и проверку временем его идейно-художественной ценности. Предлагаемая к изучению научно-исследовательская литература включает монографии историко-литературного характера, сборник статей о том или ином произведении и представляющие научную ценность отдельные статьи. От студентов требуется не только умение правильно составить конспект, выделить главное в прочитанном, подготовить план выступления на практическом занятии, но и творчески подойти к решению той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов книг, определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы практического занятия.
Тема №1. «Повесть временных лет» как историко-литературный памятник Древней Руси

1. Понятие о жанре летописи. История возникновения русского летописания. Эволюция литературной формы.

2. Источники, состав и редакции «Повести временных лет». Каковы основные положения гипотезы А.А. Шахматова о происхождении «Повести временных лет»? Какие уточнения и поправки в гипотезу А.А. Шахматова внесены Д.С. Лихачевым? Какова гипотеза Б.А. Рыбакова?

3. Идейно-тематическое содержание «Повести временных лет». Тема родины, ее красоты и величия. Защита Русской земли от внешних врагов. Тема патриотизма и героизма русского народа. Добро и зло в философской концепции средневековья. Идея независимости религиозной, а вместе с ней и политической, Руси от Византии. Осуждение княжеских усобиц, в результате которых ослаблялось политическое и военное могущество страны. Прославление моральной красоты русского человека. Вера в силу разума и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

4. Жанровое своеобразие «Повести временных лет» (легенды и предания, сказания и воинские повести, поучения и притчи, знамения и чудеса).

5. Историческая повесть и сказание в «Повести временных лет». «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Какие приемы создания характеров использует летописец? Какова роль образов-символов в раскрытии основной идеи произведения?

6. Элементы агиографической литературы в «Повести временных лет». «Сказание о Борисе и Глебе». Каковы главная идея произведения и средства ее выражения? В чем отличие анонимного «Сказания» от «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» Нестора?

7. «Повесть временных лет» и фольклор. Народно-эпическое начало в изображении героев. Топонимические и исторические предания, легенды и сказания в «Повести...». Живая разговорная речь. Пословицы и поговорки. Диалогизм. Вера в победу добра над злом.

8. Своеобразие стиля «Повести временных лет» (эпический повествовательный стиль, связанный с устной поэзией, стиль историко-документальный и стиль агиографический).

9. Значение «Повести временных лет» для дальнейшего развития русского летописания и русской литературы. Влияние памятника на становление областных и общерусских летописных сводов, включающих его в свой состав (Лаврентьевская (1377г.), Ипатьевская и Радзивилозская (20-е годы XV в.). Отражение мотивов и образов «Повести...» в произведениях русской литературы ХУШ-ХХ вв. (В .А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев и др.).
Литература I. Тексты

Повесть временных лет / подгот. текста О.В. Творогова, пер. и коммент.

Д.С. Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской

литературы. ХЬначало XII в. - М., 1978. - С.22-227, 418-451.

Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева;

под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука,

1999. - 667с. - (Литературные памятники).

П. Основная

Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы /

И.П. Еремин // Литература Древней Руси: этюды и характеристики /

И.П. Еремин. - М.; Л, 1996. - С. 42-97^

Лихачев Д.С. Повесть временных лет // Художественная проза Киевской

Руси Х1-ХШ веков. - М, 1957. - С. 279-317.

Тзорогов О.В. Повесть временных лет / О.В. Творогов /7 Словарь

книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1: (XI - первая

половина XV в.). -- С. 337-343.

Шайкин А.А. «Се повЬсти времяньных лЬт...»: От Кия до Мономаха /

А.А. Шайкин. - М.: Современник, 1989. - 251 с.

Шахматов А.А. История русского летописания /' А.А. Шахматов. - СПб.:

Наука, 2002-2003. - Т.1: Повесть временных лет и древнейшие русские

летописные своды, кн. 1: Разыскания о древнейших русских летописных

сводах. - 2002. - 484 с.; Кн. 2: Раннее русское летописание Х1-Х11 вв. -

2003.-1021 с.

Ш. Дополнительная

Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского культа»/ В. Биленкин// ТОДРЛ. - СПб., 1993. - Т.47. - С. 54-64.

Данилевский И.Н. Замысел и название «Повести временных лет» /

И.Н. Данилевский // Отеч. история. - 1995. - № 5. - С. 101-110.

Ранчин А.М. Семантика и структура рассказов об Олеге и Ольге в «Повести

временных лет» / А.М. Ранчин // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. -

2002.-№5.-С. 7-15.

Рычка В.М. Образ князя Святослава Игоревича в «Повести временных лет»

/ В.М. Рычка // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. - 2005. - № 3. -

С. 88-89.

Топоров В.Н. Идея святости в Древней Руси. Вольная жертва как

подражание Христу («Сказание о Борисе и Глебе»)/ В.Н. Топоров //

Святость и святые в русской духовной культуре / В.Н. Топоров. -

М., 1985. - Т. 1.

Ужанков А.Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории

канонизации и написания житий/ А.Н. Ужанков// Древняя Русь: Вопросы

медиевистики. - 2000. - №2 - С.28-50; 2001. - №1. - С.37-49.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси/ Г.П. Федотов. - М., 1990. - 268 с.

Шайкин А.А. Историческая концепция и композиция «Повести временных

лет» // Рус. лит. - 2001. - № 1. - С. 3-10.

Шайкин А.А. Эпические герои и персонажи «Повести временных лет» и

способы их изображения / А.А. Шайкин. - Рус. лит. - 1986. - №3. -

С. 89-108.
Тема №2. Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве»

1. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Почему до сих пор многие вопросы, связанные с памятником, остаются нерешенными?

2. Историческая канва «Слова о полку Игореве». Почему автор «Слова...» не всегда следует факту?

3. Основная идея (страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (К. Маркс)) и способы ее раскрытия в тексте.

4. Сюжетно-комиозиционные особенности. Лирический характер вступления. Исторические отступления. Какую роль играет «золотое слово» Святослава в раскрытии основной идеи памятника? Плач Ярославны и его место в композиции «Слова...», Пейзаж и его художественные функции в произведении.

5. Система образов в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли. Святослав Киевский как идеал княжеского правления. Игорь Новгород-Северский и Буй-тур Всеволод. Как автор относится к своим героям? Ярославна как собирательный женский образ и одновременно образ-символ всей Русской земли. Образ Бояна. Мифологические образы и их роль в «Слове...», Образы природы.

6. «Слово...» и фольклор (былинная поэтика, песенная символика метафорические образы, постоянные эпитеты, олицетворения, тавтологические сочетания).

7. Проблема автора «Слова...» («премудрый книжник Тимофей» (Н. Головин), «словутный певец Митуса» (А.К. Югов), тысяцкий Рагуил Добрынин (В.Г. Федоров), киевский боярин, летописец Петр Бориславич (Б.А. Рыбаков), сам Игорь (Н.В. Шарлемань, В.А. Чивилихин), внук Бояна (М.В. Щепкина, А.Н. Робинсон), Ходына (В.Г. Руделев, А.И. Чернов) и др.).

8. Проблема времени создания «Слова...» (П85г. (М.А. Максимович, В.В. Каллаш, А.И, Лященко, Б.А. Рыбаков, П.П. Охрименко), 1187г. (С.П. Пинчук, Г.Н. Моисеева), середина 90-х годов XII в. (Н.С. Демкова), 1198-1199гг. (Б.И. Яценко), после битвы на реке Калке 1223г. (Д.Н. Алыциц) и др.).

9. Проблема жанра «Слова..,» (былина ХПв. (А.И. Никифоров), жанр торжественного политического красноречия (И.П.Еремин, Л.А. Дмитриев), сочетание «плача» и «славы» (Д.С. Лихачев), лиро-эпическая песнь (Н.И. Прокофьев), произведение мпогожанровое (А.А. Назаревский) и др.).

10.Влияние «Слова...» на дальнейшее развитие русской литературы. («Слово о погибели Русской земли», «Галилко-Волынская летопись», «Задонщина»; поэзия Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя; творчество И.А. Бунина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой; лирика Я. Смелякова, Н. Заболоцкого и ДР-)

11. Поэтические образы «Слова...» в живописи (В. Васнецов, Н. Рерих, В. Фаворский, И. Глазунов, И. Голиков) и музыке (опера А. Бородина «Князь Игорь»).

Литература

I. Тексты

Слово о полку Игореве / гюдгот. текста, пер. и коммент. О.В. Творогова //

Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С. 373-387,

679-688.

Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова / [авториз.

пер. Б.Д. Быченко, А. Б. Быченко]. - М., 1994. - 20с.

II. Основная

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк / Д.С. Лихачев. - М., 1982. - 176с.

Гаспаров Б.Н. Поэтика «Слова о полку Игореве»/Б.Н. Гаспаров. -М., 2000, - 604с.

III. Дополнительная

Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: крат, энцикл. словарь / М.Г. Булахов; [под ред. Л.А. Дмитриева]. -Минск, 1989.-245с.

Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве /

Л .А. Дмитриев // Рус. лит. - 1986. -- №4. - С. 3-24.

Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник

политического красноречия Древней Руси / И.П. Еремин // Лекции и

статьи по истории древней русской литературы / И.П. Еремин. -

2-е изд., доп. - Л, 1987. - С. 235-281.

Зимин А.А. Когда было написано «Слово»?/А.А. Зимин// Вопросы

литературы- 1967. - №3. - С. 84-104.

Исследования «Слова о полку Игореве» : сб. ст. / [отв. ред. Д.С. Лихачев]. -

Л, 1986. -292с.

Лихачев Д.С, Избранное : «Слово о полку Игореве» и культура его

времени ; Работы последних лет / Д.С. Лихачев. - СПб., 2000. - 526с.

Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве» / Н.И. Прокофьев // Преданья

старины глубокой. - М., 1997. - С. 307-308.

Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игоря» /

Б.А. Рыбаков. - М., 1991. - 288с.

Шкляревский И. Читаю «Слово о полку...» / И. Шкляревский. -

М., 1991.-79с.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. / [редкол.: О.В. Творогов

(отв. ред.) и [др.]]. - СПб., 1995. - Т.1. - 275с. ; Т.2. - 333с. ; Т.З. - 386с. ;

Т.4.-329с. ;Т.5.-398с.

Яценко Б.И. Об авторе «Слова о полку Игореве» (проблема поиска) /

Б.И. Яценко // ТОДРЛ. - Т.48. - СПб., 1993. - С. 31-37.

Тема №3. «Моление» Даниила Заточника как образец владимнро-суздальской литературной традиции

1. Две редакции памятника («Слово» (1197г.), адресованное князю Ярославу Владимировичу, несколько раз княжившему в Новгороде, и «Моление» (ок. 1229г.), обращенное к Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо). Сходство и различие памятников,

2. Тематика и проблематика произведения (прославление человеческой мудрости; тема князя, способного защитить попавшего в беду умного человека своей любовью-милостью; тема бедности и богатства; тема семейных отношений; обличение боярства и монашества).

3. Основной мотив памятника. Страстная и убежденная защита человеческой личности и человеческого достоинства независимо от социального и имущественного положения и в то же время непоколебимая уверенность в том, что ценность человека и его право на внимание и уважение определяются прежде всего его индивидуальными качествами.

4. Образ автора (член княжеской дружины, дворянин (И. У. Будовниц), княжеский холоп (П.П. Миндалев), боярский холоп (Н.К. Гудзий), зависимый человек, княжеский «милостник» (Д-С. Лихачев). Какую оценку Даниилу Заточнику дал В.Г. Белинский? Прокомментируйте его

слова : «Кто бы ни был Даниил Заточник, можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают <.. .> которых сердце болит и снедается ревностью по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы промолчать, и молчат там, где выгодно говорить...».

5. Жанровое своеобразие произведения. Искусная контаминация послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика,

6. Художественные особенности памятника. Книжная и народная традиции. Цитирование «священных» книг и распространенных в ХП-ХН1 вв. сборников, ретроспективная историческая аналогия. Риторические обращения. Антитеза. Анафора. Пословицы и поговорки. Афористичность. Народная речевая стихия. Рифмы «начальные». Каламбур. Рифмы-аллитерации, рифмы-ассонансы, народные каламбурные рифмы. Звукосмысловые и звукоподражательные повторы.

7. Определите, в чем состояла литературная оригинальность «Моления» Даниила Заточника. Образ автора, не связанный тесно с характерными для древнерусских первичных жанров типами повествователя. Как памятник уникальный, «Моление» находится вне традиционной средневековой жанровой системы, во многом предвосхищает русскую сатирическую литературу XVII в.

Литература I. Тексты

Моление Даниила Заточника / подгот. текста, пер. и коммент.

Д.С. Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. XII в. - М., 1980. -

С. 389-399, 688-690.

Слово Даниила Заточника, еже написал своему князю Ярославу

Володимеровичю // Златоструй : Древняя Русь Х-ХП1 вв. - М.. 1990. -

С. 238-243.

П. Основная

Дмитриев Л.А. «Моление» Даниила Заточника /' Л.А. Дмитриев // История

русской литературы Х1-ХУП вв. / под ред. Д.С. Лихачева. - Изд. 2-е,

дораб. - М., 1985. - С. 136-140.

Лихачев Д.С. Моление Даниила Заточника / Д.С. Лихачев // Великое

наследие / Д.С. Лихачев. - М., 1980. - С. 241-258.

III. Дополнительная

Анисимова О.М. Даниил Заточник / О.М. Анисимова // Литература и

культура Древней Руси : словарь-справочник. - М., 1994. - С. 32-33.

Бирнбаум X. Кем был загадочный Даниил Заточник? : (к вопросу о

культуре чтения в Древней Руси) / X, Бирнбаум, Р. Романчук // ТОДРЛ. -

1997. -Т, 50. -С. 576-602.

Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника / Б.Л. Богородский

[и др.] ; редкол.: Е.М. Иссерлин (отв. ред) [и др.]. - Л.: Изд-во Ленингр. гос.

ун-та, 1981.-232 с.

Лихачев Д.С. Даниил Заточник / Д.С. Лихачев // Словарь книжников

и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1: XI - первая половина

XIV в.-С. 112-115.

Лихачев Д.С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила

Заточника / Д.С. Лихачев IIИсследования по древнерусской литературе /

Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1986. - С. 185-200.

Монахова Н.П. Идеологическая основа противопоставления «мудрости» и

«храбрости» в «Молении» Даниила Заточника / Н.П. Монахова // Вести.

Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 1981. - №2. - С. 22-31.

Соколова Л.В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника:

(Реконструкция и интерпретация первоначального текста) / Л.В. Соколова ,7

ТОДРЛ. - 1993. - Т. 46. - С. 229-255.

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом