Главная страница
qrcode

программа кружка занимательная грамматика. Протокол от 2011 г. Утверждаю Директор моу Должанская оош


Скачать 110.5 Kb.
НазваниеПротокол от 2011 г. Утверждаю Директор моу Должанская оош
Анкорпрограмма кружка занимательная грамматика
Дата22.12.2017
Размер110.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаprgramma_kruzhka_Zanimatelnaya_gra-65737.doc
ТипПротокол
#1080


Рассмотрено

Руководитель МО

___________

Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.


Утверждаю

Директор МОУ «Должанская ООШ»_

________Ломакина Т.М. Приказ № ___ от
«__31_»__августа__2011 г.



Рабочая программа

кружка «Занимательная грамматика»

7-8 классы


Автор-составитель

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной

категории

МОУ «Должанская ООШ»

Юрьева Наталья

Владимировна


2011-2012 уч. год
Пояснительная записка
Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка в школе. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

Программа курса может быть реализована в объеме 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю)

Цели курса:

повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,

углубление содержания основного курса и его практической направленности,

развитие познавательной активности,

подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

формировать общую культуру обучающегося, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;

развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.


Требования к уровню образованности обучающегося.

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать о праязыке русского языка,

кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

буквенные и цифровые обозначения в кириллице,

определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы; синонимы, антонимы; старославянизмы, фразеологизмы.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование кружка

«Занимательная грамматика»


№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

1-2




Откуда пошла славянская письменность

2

Лекция с элементами беседы

3-4




Признаки старославянизмов в художественной литературе

2

Практическая работа

5-6




Славянские языки и признаки их родства

2

Беседа, практическая работа

7-8




Если хочешь познать истину, начни с азбуки

2

Лекция с элементами беседы

9-10




Глаголица и кириллица

2

Беседа

11-12




Практикум по работе с кириллицей

2

Практическая работа

13-14




Лингвистическое конструирование

2

Урок-размышление

15-16




Практикум по лингвистическому конструированию

2

Практическая работа

17-18




«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века

2

Диспут

19




Лексическое значение слова

1

Лекция с элементами беседы

20




Однозначные и многозначные слова

1

Лекция с элементами беседы

21-22




Лексические омонимы и омоформы

2

Лекция с элементами беседы

23




Омографы

1

Лекция с элементами беседы

24




Омофоны

1

Лекция с элементами беседы

25




Синонимы

1

Практическая работа

26




Антонимы

1

Практическая рабта

27




Паронимы

1

Лекция с элементами беседы

28




Исконно русские слова

1

Лекция с элементами беседы

29




Старославянизмы

1

Лекция с элементами беседы

30




Заимствованные слова

1

Лекция с элементами беседы

31




Диалектная и специальная лексика

1

Практическая работа

32




Активная и пассивная лексика

1

Практическая работа

33




Фразеологизмы

1

Лекция с элементами беседы

34




Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски

1

Практическая работа

35




Фразеологизмы-термины

1

Лекция с элементами беседы

36




Фразеологизмы-омонимы

1

Практическая работа

37




Фразеологизмы-синонимы

1

Практическая работа

38




Фразеологизмы-антонимы

1

Практическая работа

39




Тест по теме «Фразеологизмы»

1

Практическая работа

40




Стилистика. Язык- друг мой?

1

Дискуссия

41




Словесная живопись

1

Практическая работа

42-43




Сравнение

2

Практическая работа

44-45




Метафора

2

Практическая работа

46




Занимательные задачи по русскому языку

1

Практическая работа

47-48




Понятие о культуре речи. Речевой этикет

2

Беседа, практическая работа

49-50




Удачный слоган – залог успеха

2

Практическая работа

51-52




Языковое манипулирование: границы дозволенного

2

Лекция

53




Из чего строятся слова?

1

Лекция с элементами беседы

54




Значение основы и окончания. Почему корень назвали «корнем»?

1

Урок-размышление

55




Бывают ли у слов родственники? Морфемы-синонимы

1

Лекция с элементами беседы

56




Имеются ли тайны у имен существительных

1

Урок-размышление

57




Почему некоторые существительные не склоняются. Образование существительных.

1

Лекция

58




Интересное об имени прилагательном

1

Лекция

59




История кратких прилагательных. Стилистическая роль полных и кратких прилагательных.

1

Лекция с элементами беседы

60




Интересное об имени числительном.

1

Беседа

61




Отличие числительных различных разрядов от других частей речи с количественным значением.

1

Практическая работа

62




Этимология отдельных числительных

1

Лекция с элементами беседы

63




Особенности употребления местоимений в речи. Роль местоимений в устойчивых оборотах.

1

Лекция с элементами беседы

64




Слово – речь – глагол…

1

Лекция

65




История неопределенной формы и некоторых других форм глагола, этимология некоторых терминов

1

Урок-размышление

66




Занимательные задачи по русскому языку

1

Практическая работа

67




«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

1

Дискуссия

68




Подготовка к итоговому занятию в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?

1

Практическая работа

69




Занимательные игры, задачи


1

Практическая работа

70




Итоговое занятие в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?»


1

Познавательная игра


Содержание программы

Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян.

Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.

Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ѐ в классической кириллице. Введение буквы ѐ Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.

Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический язык.

Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык

Гакусэй-га ему- студент читает.

Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.

Мусуко-га каку- мальчик пишет.

Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.

Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?

Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.

“Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся.

Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.

Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.

Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.

Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.

Состав слова. Морфемы. Значение приставок и суффиксов (история некоторых приставок и суффиксов, причины появления непродуктивных морфем).

Имя существительное. Тайны грамматического рода. Число имен существительных. Падежи имен существительных. Устойчивые обороты различного типа, включающие в себя существительные, употребляемые в форме только единственного числа, а также существительные, появившиеся в результате неморфологических способов словообразования.

Употребление имен прилагательных в речи. Какие прилагательные, полные или краткие, чаще встречаются в устойчивых оборотах речи и почему?

Употребление различных разрядов числительных в устной и письменной речи.

Например, пять, пяток, пятерня, пятерка. Какие числительные и почему чаще встречаются в пословицах и поговорках.

Местоимение. Особенности значения личных местоимений. Грамматическое сходство местоимений с другими частями речи.

Этимологическая справка о слове глагол. Система глагольных форм. Употребление видовременных форм глаголов в сложных предложениях. Характер глагольных форм в наиболее употребительных устойчивых оборотах речи.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...”. Заключительное занятие в форме “круглого стола”. Организация дискуссии на тему “Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?”

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Контролируемость программы:

практическое выполнение упражнений;

практикумы;

аргументированный устный ответ;

сообщение, доклад.

Итоги работы подводятся на каждом занятии.

Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для учителя

1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. -Москва.: Айрис-пресс, 2006.

2. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

3. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.

4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся

1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.

3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.

связь с админом