Главная страница
qrcode

программы отдельных учебных предметов курсов. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования


НазваниеПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования
Анкорпрограммы отдельных учебных предметов курсов
Дата20.12.2017
Размер348 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаglava3_2_3_4.doc
ТипПрограмма
#687
страница1 из 6
КаталогDocs/programm/soderganie_oopsoo

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: glava3_2_3_4.doc, glava3_1.doc, glava2_2_3.doc, glava2.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6


2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени

среднего (полного) общего образования
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования призвана стать одним из инструментов социально-гражданского, духовно-нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества 21 века, являясь одним из средств консолидации многонационального, поликультурного и многоконфессионального российского общества посредством активизации его усилий по утверждению в подрастающих поколениях норм и ценностей, способных не только обеспечить преемственность родной духовно-культурной традиции, но и способствовать воспитанию у подростков открытости, толерантности, гуманизации отношений с другими людьми и природой.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

С этой целью организуется работа образовательного учреждения через реализацию нескольких базовых комплексных программ: духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся; профессиональной ориентации обучающихся и формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
2.3.1. Анализ социокультурной ситуации
Социокультурная ситуация деятельности школы в плане духовно – нравственного развития определяется следующими составляющими:

Население микрорайона школы неоднородно, имеет разный уровень образования, культуры, социальный статус, разные нравственные устои, жизненные ценности.

В большинстве семей заработок средний и ниже среднего, поэтому родители наших учеников обладают небольшими материальными возможностями. Ограниченные материальные возможности родителей обучающихся делают бесплатную общеобразовательную школу для большей части детей единственным источником получения образования: у семей нет денежных средств, чтобы оплачивать репетиторов, обучение детей в платных образовательных учреждениях (музыкальных школах, кружках и т.п., дополнительные образовательные услуги, а также покупать детям справочную и энциклопедическую литературу).

В микрорайоне школы недостаточно культурно – просветительских учреждений. В непосредственной близости есть 1 библиотеки, стадион, дворы жилых домов не оборудованы детскими и спортивными площадками. Более 50% обучающихся школы являются воспитанниками районной и городских (г.Прохладный) ДЮСШ, добиваются высоких спортивных результатов на разных уровнях.

В микрорайоне школы находятся памятник Герою Советского Союза Канкаве Владимиру Александровичу и памятник участникам Великой Отечественной войны, погибшим в годы войны, за которыми обучающиеся школы с любовью ухаживают, высаживают цветы и это влияет на патриотическое, нравственное воспитание школьников.

В непосредственной близости от школы находятся несколько магазинов, торгующих алкогольными, тонизирующими напитками. Эти объекты оказывают негативное влияние на жителей микрорайона и школьников в том числе.

В школе проводится мониторинг по выявлению уровня воспитанности учащихся. Для этого используется методика М.И. Шиловой.

У 24% обучающихся – высокий уровень воспитанности (продемонстрировали высокую познавательную активность, уважение к обществу, взаимоуважение, потребность в труде, эстетическую культуру).

У 38% обучающихся – хороший уровень воспитанности (средняя познавательная, эстетическая культура, взаимоуважение)

У 14% обучающихся – низкий уровень воспитанности (низкая познавательная активность, потребность в труде не являются прочной личностной характеристикой).

Среди родителей наших учеников есть неблагополучные семьи. Основная причина неблагополучия – злоупотребление алкогольными напитками, нарушение морально-нравственных норм. Дети из таких семей взяты под особый контроль педагогами школы.

В микрорайоне школы в доперестроечное время находился колхоз, где работала значительная часть наших родителей. После закрытия предприятия, часть населения, занятая в сельском хозяйстве, оказалась без работы. Часть из бывших работников совхоза ушли в другие сферы деятельности, работают в г.Прохладном, выезжают на заработки в другие регионы, занялись созданием подсобных хозяйств, которые являются единственным источником дохода.

Характеристика образовательных потребностей родителей

Социальная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющий образо-вательные потребности детей и родителей. Школа находится в микрорайоне, жилой фонд которого представлен преимущественно частным сектором и домами старой застройки.

Большинство семей имеют одного-два ребенка

Многодетных семей – 94

Неблагополучных семей – 4

Малоимущих семей - 44

Неполных семей - 136

Социальный состав родителей довольно разнороден

Служащие – 15%

Рабочие – 49%

Интеллигенция – 11%

Предприниматели – 8%

Пенсионеры – 5%

Безработные – 12%.

Образование родителей

Высшее – 22%

Средне-специальное – 31%

Среднее – 38%

Неполное среднее – 9%

Это обуславливает специфику родительских ожиданий от школы и уровень запросов на образовательные услуги.

  • 95% позитивно относятся к школе, предпочитают ее другим образовательным учреждениям;

  • 92% высоко оценивают уровень преподавания в школе и другие составляющие учебного процесса;

Образовательные запросы родителей включают в себя:

  • получение учениками качественных знаний;

  • сохранение и улучшение здоровья детей;

  • занятость свободного времени детей;

  • защиту детей от вредных привычек и правонарушений;

  • подготовку к поступлению в ВУЗы.

Среди наших родителей постоянно увеличивается доля тех, кто заинтересован в развитии:

  • способностей детей;

  • самостоятельности, мышления ребенка;

  • ответственности за результаты своего учебного труда;

  • конкурентоспособности, успешности;

  • коммуникативных качеств личности;

  • культуры общения в поликультурном пространстве, межнациональном общении;

  • основ здорового образа жизни;

  • гражданской и личной активности ребенка;

  • толерантности;

  • способности к адаптации в разных жизненных условиях.

В школе постоянно проводятся социологические исследования образовательных запросов родителей, которые свидетельствуют о том, что многие родители наших обучающихся:

  • 32% родителей воспринимают школу как единственную форму доступного образования их детей;

  • 10% склонны перекладывать ответственность за состояние обучения и воспитания детей на школу, не принимая участия в образовательном процессе;

  • 12% ожидают от школы решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей, не предпринимая собственных усилий.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока недостаточны для формирования у подрастающего поколения правового самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые мешают духовно – нравственному развития подрастающего поколения, гражданско-правовому воспитанию и ограничивают его эффект:

- в настоящее время Россия и Кабардино-Балкарская Республика переживают духовный кризис;

- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, пока не принесли желаемых результатов;

- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения;

- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, но без государственной поддержки эти организации не могут эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности монополизированы радикальными группировками левого и правого толка;

- формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;

- нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско–правового самосознания. Уже одно это делает принципы гражданско–правового воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Результаты социологического опроса среди учащихся и их родственников в возрасте от 14 до 30 лет показали, что только 52% опрошенных считают себя патриотами, а 23% - пренебрежительно отзываются о стране, где они живут, 38% не считают службу в Вооруженных Силах РФ своей конституционной обязанностью. У 50% опрошенных понятие патриотизма ограничено эмоциональными составляющими: чувством любви к Родине и гордости за принадлежность к своей нации. Потребность в практическом проявлении этих чувств испытывают только 7% респондентов.

Комплексная программа гражданско-патриотического воспитания представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Работа по духовно – нравственному развитию обучающихся строится на основе общешкольной целевой комплексной программы. Данная программа разработана в соответствии с:

  • Законами РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О днях воинской славы», «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»;

  • «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года»;

  • c указом Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ»;

  • с постановлениями Правительства РФ: «О национальной доктрине образования в РФ»,

Все перечисленное может быть оценено как проблемные поле программы.
Основные сохраняющиеся проблемы

К числу основных проблем и недостатков в жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

  • низкий уровень сформированности нравственной направленности личности обучающихся (по результатам тестирования лишь 41,5% обучающихся старших классов школы сформирована нравственная направленность, остальные же допускают возможность ситуационного проявления нравственности, то есть в одной ситуации поступают нравственно, а в другой допускают возможность несоблюдения этических норм и правил);

  • неудовлетворенность части школьников отношениями с педагогами, родителями;

  • недостаточный учет педагогами индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной воспитательной работы;

  • отсутствие эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки устремлений обучающихся к самоутверждению, самореализации, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности, выбору профессии и жизненного кредо;

  • неразработанность технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и формировании школьного и классных коллективов;

  • недостаточное использование системного подхода при построении воспитательных систем классов;

  • недостаточный уровень семейного духовно-нравственного воспитания в следствии низкого уровня педагогической грамотности части родителей.

Исходя из выявленных проблем, мы формулируем ключевую проблему в контексте духовно-нравственного воспитания:

Система духовно-нравственного воспитания функционально неполна:

  • не в полной мере используются особенности поликультурных традиций;

  • недостаточно сформирована система работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися, родителями.


2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

В основе деятельности школы по воспитанию и социализации лежит современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Национальный воспитательный идеал является принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.

Нравственный портрет идеально воспитанного выпускника школы

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города, России), патриот своей школы

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Способный к сознательному выбору профессии и своего жизненного пути.

Целью воспитания и социализации, обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени среднего (полного) общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности юношества формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социальноориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориен тированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у юношества позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора и организация эффективной образовательной деятельности по достижению поставленных целей;

• осознание старшеклассниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание нравственного значения семейной жизни, основанной на взаимном

уважении и любви, ответственности за воспитание детей.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом