Главная страница
qrcode

программа региональной инновационной площадки по проблеме использование информационных технологий в процессе формирования универ. Программа региональной инновационной площадки по проблеме


НазваниеПрограмма региональной инновационной площадки по проблеме
Анкорпрограмма региональной инновационной площадки по проблеме использование информационных технологий в процессе формирования универ
Дата22.12.2017
Размер105 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла6.doc
ТипПрограмма
#1069
Каталогdocument/innovacii

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: 8.docx, 7.doc, 6.doc, 4.doc, 3.doc, 5.doc.
Показать все связанные файлы


Программа региональной инновационной площадки

по проблеме

«Использование информационных технологий в процессе формирования универсальных учебных действий

средствами предметов гуманитарного цикла»
Научный консультант: Зимина-Дырда Татьяна Юрьевна, заведующая Лабораторией сопровождения проектов и программ в сфере образования ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования ОГАОУ ДПО БелИРО,

р/т (4722) 34-30-99, с/т 8-904-081-01-27

e-mail: zimina-dyrda@mail.ru



Актуальность темы

Современный период развития общества характеризуется значительным влиянием на него информационных технологий. Растет интерес к информационному труду, способам хранения, получения, использования информации как основе будущего, где адаптивность и постоянное переобучение являются нормой1. Одним из требований такого информационного общества является образование в течение всей жизни, неотъемлемой частью которого является компьютеризация. Основа такого обучения может быть заложена только в школе. Учитывая, что в настоящее время в России уже идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, и этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, современное гуманитарное образование также должно сопровождаться внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Введение нового образовательного стандарта основного общего образования предполагает создание единой информационно-образовательной среды (ИОС) в школе. Использование информационных технологий в современной ИОС является наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий, которые рассматриваются в ФГОС как один из основных результатов освоения ООП ООО. Учитель должен не только знакомить обучающихся с информационными технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что ИКТ-компетентность не должна сводиться к «компьютерной грамотности», это явление более высокого порядка.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий.

При условии активного использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в процессе обучения явно прослеживается взаимосвязь формирования всех видов УУД и ИКТ-компетентности:

При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий информационные технологии играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических древ;

  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;

  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа сообщений;

  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;

  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения гуманитарных предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Помимо учебных занятий, осуществление интеграции и синхронизации содержания различных учебных курсов, формирование умения работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Степень разработанности темы

Идея внедрения информационных технологий в процесс обучения гуманитарным дисциплинам не нова. За рубежом разработка компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) и его внедрение, в том числе в гуманитарные дисциплины, считаются необходимыми в силу их высокой наукоемкости и совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов.

Уже с начала 2000 годов появляется ряд научных исследований, посвященных проблеме внедрения ИТ в процесс преподавания гуманитарных дисциплин2. Опыт успешного использования ИТ в обучении гуманитарным предметам имеет ряд городов России: Смоленск, Тамбов, Йошкар-Ола, Ставрополь, Самара и другие, о чем свидетельствуют ряд научных публикаций с целью распространения опыта3.

Однако при всем интересе к использованию ИТ в преподавании гуманитарных дисциплин до сих пор его внедрение в процесс школьного обучения идет крайне медленно и используется лишь частично.

Несмотря на широкие возможности для использования информационных технологий в гуманитарных дисциплинах, более того, их реальную востребованность в этой сфере, все же необходимо отметить, что за последние десять лет в преподавании гуманитарных дисциплин возникли явные проблемы по освоению современных технологий, иногда школы, но чаще учителя не готовы работать, применяя столь естественные почти для каждого школьника сегодня информационные технологии. Подчеркнем, что уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ  Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года) являются основой для квалификационных требований, предъявляемых сегодня к учителю,  обязывают его пересмотреть свое отношение к использованию средств ИТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИТ-компетентности. Однако на практике учителя гуманитарных дисциплин редко идут дальше ликвидации собственной компьютерной безграмотности. Решить данную проблему поможет пересмотр подходов к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла, активное внедрение информационных технологий, во-первых, в личное образовательное пространство учителя, и, во-вторых, в образовательный процесс в средней школе.

Кроме проблем, связанных с подготовкой учителя, ряд исследований выявил, что дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Школьники имеют весьма слабое представление о том, что такое информационные технологии в школе и как их применять на уроках и во внеурочной деятельности, тем более в рамках гуманитарных предметов, которые гораздо медленнее реагируют на информационные нововведения в образовании. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач возможности информационных технологий используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам, в частности гуманитарным дисциплинам. Учителя гуманитарных дисциплин, в свою очередь, не в полной мере используют возможности предметов для интегрированных уроков, мини-курсов, сотрудничества в целом, в рамках которого использование информационных технологий было бы наиболее эффективно и востребовано, учитывая общее падение интереса к циклу гуманитарных дисциплин в современной школе, отношение к нему почти как к факультативному, понижению общего уровня эрудиции современного выпускника школы.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью активно использовать информационные технологии в процессе преподавания гуманитарных дисциплин для целенаправленного формирования универсальных учебных действий и недостаточной готовностью педагогов гуманитарного цикла применять данные технологии в рамках преподавания своих предметов и во внеурочной деятельности и вследствие этого неумением обучающихся среднего звена использовать информационные технологии в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.

Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы нашего исследования: «Использование информационных технологий в процессе формирования универсальных учебных действий средствами предметов гуманитарного цикла» и определила проблему исследования: разработка способов внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин для наиболее эффективного формирования универсальных учебных действий.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – преподавание гуманитарных дисциплин в основной школе.

Предмет исследования – информационные технологии в процессеформирования универсальных учебных действий средствами предметов гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования состоит в том, что организация работы по внедрению информационных технологий в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла для успешного формирования УУД будет осуществляться эффективно, если:

  • разработать, апробировать и внедрить наиболее эффективные пути применения информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла на уровне образовательного учреждения на муниципальном уровне;

  • изменить подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин с учетом доступных школе информационных технологий;

  • разработать и регулярно проводить специальный мониторинг для отслеживания уровня сформированности УУД средствами гуманитарных дисциплин;

  • проводить работу по заданному направлению не только на уроках дисциплин гуманитарного цикла, но и во внеурочное время (внеурочная занятость в школе);

  • осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, техническую помощь детям и педагогам в использовании информационных технологий (информация в специальных разделах сайтов общеобразовательных учреждений, участвующих в работе инновационной площадки, методические рекомендации);


В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести аналитический обзор по проблеме использования информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД; обобщить имеющийся опыт других регионов по использованию информационных технологий на уроках предметов гуманитарного цикла и по внедрению ФГОС, проанализировать, как решаются аналогичные задачи средствами гуманитарных и других предметов в субъектах РФ.

2. Разработать теоретические аспекты использования информационных технологий в преподавания предметов гуманитарного цикла с целью формирования УУД и пути внедрения данных технологий в процесс обучения на уроках гуманитарных дисциплин и во внеурочной занятости.

3. Определить и обосновать организационно-деятельностные условия эффективного использования информационных технологий для формирования УУД средствами предметов гуманитарного цикла.

4. Разработать (усовершенствовать) критерии и показатели уровня сформированности УУД и провести первичный мониторинг в пятых классах; регулярно проводить промежуточные мониторинги с целью отслеживания результатов и возможности корректировки плана реализации работы площадки (констатирование).

5. Апробировать пути и способы внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин и во время внеурочной занятости (формирование).

6. Оценить эффективность вариантов внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД (контроль).

7. Разработать рекомендации по внедрению информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин и во время внеурочной занятости на уровне общеобразовательного учреждения и на муниципальном уровнях.
Сроки реализации программы инновационной площадки 

Работа инновационной площадки рассчитана на 2015-2017 гг. (2 года).

Начало: 01.01.2015 г.

Окончание: 31.06.2017 г.
Сетевые партнеры инновационной площадки:

МАОУ «Гимназия № 6» г. Губкина

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с УИОП Ровеньского района Белгородской области»

МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

МОУ «Майская гимназия» Белгородского района Белгородской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Новый Оскол

МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа № 1» Валуйского района Белгородской области
База инновационной площадки 

Работа инновационной площадки начинается на параллели 6-х классов (1-й год) и заканчивается в 9-х классах (последний год), при этом охвачена вся гуманитарная предметная область (русский язык, литература, английский (французский, немецкий) язык, основы религиозных культур и светской этики, история, обществознание, право, мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство).
Основные этапы исследования

I Этап (2015)

  • анализ теоретических исследований, российского и зарубежного опыта по проблемам использования информационных технологий в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла, в том числе с целью формирования универсальных учебных действий;

  • разработка теоретических аспектов внедрения информационных технологий в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла и разработка модели наиболее эффективного формирования УУД средствами предметов гуманитарного цикла;

  • разработка путей внедрения информационных технологий в процесс обучения гуманитарным дисциплинам, анализ возможных способов использования ИТ в образовательном процессе (обучающие компьютерные программы, средства мультимедиа, виртуальные музеи и электронные библиотеки, средства телекоммуникации и др.), подбор оптимальных вариантов ИТ для конкретного общеобразовательного учреждения, задействованного в реализации программы инновационной площадки;

  • разработка комплекса мероприятий по ознакомлению руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников гуманитарного профиля с особенностями использования ИТ в процессе преподавания гуманитарных дисциплин для формирования УУД;

  • проведение информационно-методического семинара по проблеме использования информационных технологий в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла с целью формирования универсальных учебных действий;

  • разработка специального раздела на официальном сайте общеобразовательных учреждений информационной поддержки и сопровождения работы площадки в каждом общеобразовательном учреждении, в котором реализуется программа;

  • разработка программы мониторинга и проведение изучения состояния проблемы;

  • проведение межрайонного научно-практического семинара по проблемам и перспективам внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД.


II этап (2015-2016 гг.)

  • апробация технологий, методов и оценки качества формирования УУД в условиях внедрения информационных технологий в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла; использование Интернет-ресурсов с целью корректировки используемых технологий и методов и повышения качества гуманитарного образования и формирования УУД;

  • реализация программы мониторинга по изучению состояния проблемы;

- проведение научно-практических семинаров по вопросам методики и методологии преподавания гуманитарных дисциплин в условиях внедрения информационных технологий;

- расширение материально-технической базы общеобразовательных учреждений, внедряющих информационные технологии в процесс преподавания гуманитарных дисциплин;

- разработка модулей для образовательных программ повышения квалификации по теме «Внедрение информационных технологий в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла»;

  • наполнение специального раздела на официальном сайте общеобразовательного учреждения, информационная поддержка и сопровождение инновационной площадки;

  • консультирование участников инновационной площадки с помощью созданного сайта, а также индивидуальное консультирование педагогических работников по возникающим в ходе инновационной работы вопросам;

  • разработка системы показателей и индикаторов для оценки эффективности использования информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла с целью наиболее эффективного формирования УУД;

  • проведение регионального научно-практического семинара по проблемам и перспективам внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД;

- подготовка публикаций, обобщающих опыт участников инновационной площадки.
III Этап (2016 – 2017 г.)

- обобщение и анализ эффективности модели внедрения информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД;

- обобщение и оценка результатов инновационной работы;

- подготовка методических рекомендаций и научно-методического пособия;

- проведение научно-методических семинаров по теме инновационной площадки;

  • создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся проблемой формирования УУД средствами предметов гуманитарного цикла, в процессе преподавания которых активно используются ИТ;

  • наполнение специального раздела на официальном сайте общеобразовательного учреждения;

- повышение квалификации педагогов через работу постоянно действующего семинара;

- проведение межрайонной научно-практической конференции с презентаций практического опыты участников инновационной площадки в целях его пропаганды среди общеобразовательных учреждений области;

  • подготовка публикаций, обобщающих опыт участников инновационной площадки.


Основные направления деятельности

  1. Организация управления деятельностью в условиях использования информационных технологий в процессе формирования УУД средствами предметов гуманитарного цикла

Исходя из целесообразности использования ресурсов системы школьного образования муниципалитета, предусматривается комплекс мероприятий, в частности:

- разработка методических рекомендаций и предложений по внедрению информационных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин с целью формирования УУД в практику работы общеобразовательных учреждений региона;

- создание и внедрение системы работы по использованию информационных технологий с обучающимися как на занятиях гуманитарных предметов, так и во внеурочной деятельности;

- внедрение мониторинга эффективности и качества формирования УУД с помощью использования информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

  1. Кадровое обеспечение процесса

Предусматривается комплекс мер по совершенствованию подготовки специалистов в области владения информационными технологиями при преподавании предметов гуманитарного цикла, расширению диапазона профессиональной деятельности, спектра предоставляемых образовательных услуг.

Планируется:

- подготовка и профессиональное совершенствование педагогов предметов гуманитарного цикла;

- организация и проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций по проблемам организации и функционирования образовательного процесса в условиях использования информационных технологий в процессе формирования УУД средствами предметов гуманитарного цикла.

  1. Информационное обеспечение

Предусматривается создание системы информационного обеспечения педагогов, родителей, общественности по вопросам использования информационных технологий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла и во время внеурочной занятости; организационно-методических и социальных инноваций (с использованием электронных и иных средств массовой информации).

Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения моделей использования информационных технологий на уроках предметов гуманитарного цикла.

Планируется создание наиболее эффективной модели внедрения современных информационных технологий в преподавание дисциплин гуманитарного цикла с целью формирования УУД при проведении круглых столов, научных семинаров, лекций по указанному вопросу.


1 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект-пресс, 2004 .

2 Сидорова И.В. Подготовка преподавателей гуманитарных дисциплин к обучению с использованием информационных технологий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Тамбов, 2002. – 137 c.;

Минькова Е.Н. Интеграция инфокоммуникационных технологий и традиционных подходов в обучении гуманитарным дисциплинам студентов ВУЗов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ставрополь, 2005. – 208 с.

3 Шедов В.С. Информационные технологии в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Тезисы и доклады ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии». – 7-8 февраля 2008 г. – URL: expo.smolensk.ru/InfoKom%6008/html/dokl/shedov.doc ;

Соболев Ю.Н. Александров А.А.Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Вестник Санкт-Петербургского гос.ун-та противопожарной службы. – 2010. – Вып. 2. – URL: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V22/14.pdf ;

Алиева О.Е., Дудина О.П. Использование мультимедийных средств в обучении гуманитарным дисциплинам // VI Всероссийская научно-практическая конференция «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании». – Марий Эл, 2009. – URL: http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/II/II-0-2.html


перейти в каталог файлов


связь с админом