Главная страница
qrcode

Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
Дата09.08.2019
Размер1 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрогр.Ложкари.docx
ТипПояснительная записка
#2041
Каталог

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: 8-9 кл Религия.doc, SCENARIJ_NA_DEN_POSELKA_2016.docx, эмблема.docx, сценарий нового года.docx, Сценарий праздника.doc, текст песни.docx, ЭССЕ.docx, Юрта.doc, юта.docx, Документ Microsoft Word (2).docx и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы





Пояснительная записка

Ритмическая деятельность обогащает восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций, ритмические упражнения благотворно действуют на их общее развитие.

В настоящее время недостаточно уделяется должного значения развитию чувства ритма, игре на музыкальных инструментах. А ведь игра на инструменте способствует организации творческой деятельности, развивает пластические и физические возможности, координации движения рук, корпуса, ног, головы, что способствуют укреплению физических возможностей ребенка.

Воспитание чувства ритма дает возможность исполнять один и тот же ритмический рисунок синхронно, а также дает свободу в выборе и исполнении собственного рисунка или фигуры в рамках одного произведения, используя различные приемы и их комбинации.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в школе. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

- повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии;

- помогает преодолевать неуверенность, робость;

- сплачивает детский коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. Постоянно применяя на уроках шумовые инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей.

Мною была разработана программа кружка ансамбля ложкарей по развитию чувства ритма при обучении игре на ложках. Данная программа ориентирована на поддержку и развитие способных детей.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил меня организовать ансамбль ложкарей «Деревянные девчонки, музыкальные сестрёнки».

Программа кружка ансамбля ложкарей создана на основе методических пособий для ДШИ «Как у наших у ворот» А. Н. Осипова и «Ансамбль ложкарей» Меленчук О. А, а так же используя методику обучения игры на ложках Скрибной Г. Д.
Цель: формирование эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.
Задачи:
развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух;
  • развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию;
  • уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
  • развивать чувство ансамбля;
  • формировать целеустремленность, чувство коллективам ответственность, дисциплинированность.
    Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

    фронтальные занятия;
  • беседа, обсуждение;
  • индивидуальные занятия;
  • подготовительные упражнения при обучении игре на ложках;
  • постановка рук;
  • моделирование с помощью коротких и длинных звуков;
  • обучение детей музыкальной грамоте;
  • оркестровое сопровождение музыкально-ритмическим движениям, пению, играм;
  • выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

    Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
  • Развитие творческих способностей.

    Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
    Основной формой работы в кружке является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное время. В год проводится 34 занятия. Продолжительность занятия 45 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:

    - беседа;

    - рассматривание подлинных русских народных инструментов;

    -слушание народных музыкальных произведений;

    - рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

    - просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

    - изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
    Содержание работы:

    Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

    - пальчиковые игры;

    - дидактические игры;

    - игры с ложками;

    - ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

    - соревнования между подгруппами;

    - создание собственных приемов игры на народных инструментах.

    Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например, в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.

    Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

    Методы работы:

    ♦ Объяснительно-иллюстративный

    (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

    ♦ Репродуктивный

    (разучивание, закрепление материала).

    ♦ Исследовательский

    (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

    ♦ Метод побуждения к сопереживанию

    (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

    ♦ Метод поисковых ситуаций

    (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
    дети ритмично передают заданный ритм;
  • владеют простейшими приемами игры на ложках;
  • чувствуют и воспроизводят метрическую пульсацию в произведениях;
  • играют в разных темпах, с разной динамикой;
  • играют ритмические рисунки с акцентом и паузой;
  • играют ритмично, чувствуют смену частей, музыкальных фраз;
  • легко непринужденно сочетают игру на ложках с движением;
  • играют в ансамбле соблюдая ритм;
    применяют в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках;
  • своевременно начинают и заканчивают игру в ансамбле;
  • создают творческие музыкально – инструментальные композиции.

    Учебно-тематический план программы

    1 год обучения - 2017-2018 учебный год


    Тема занятия
    Цель занятия
    Содержание
    1
    «В гости к ложкам - веселушкам».
    Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом.
    Бесседа с детьми о ложках. Загадки, иллюстрации.
    2
    «Дружные лошадки».
    Учить правильно, держать ложки в одной руке. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложками о ладонь («полочка»).
    Игры на развитие чувства ритма. Р. Н. П. «Ах, вы сени».
    3
    «Как ложки умеют говорить».
    Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. Развивать слуховое внимание. Побуждать детей к импровизационному исполнению.
    Игра - импровизация «Как тебя зовут?» Р. Н. П. «Ах, вы сени». Ритмическая игра «Эхо».
    4
    «Как ложки умеют говорить».
    Познакомить детей с новыми приемами. Попеременный удар ложками «рука-колено» На счет 1,2; 1,2,3,4 и 1,2,3. Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок в группе.
    Ритмическая попевка «Андрей-воробей». «Ах, вы сени» (исполнение разными приемами).
    5
    «Солнышко и дождик».
    Познакомить детей с приемом «солнышко» и «капельки»(круговое движение и удары по ноге). Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок сольно.
    «Андрей-воробей» (исполнение по группам и сольно). «Ах, вы сени»,
    6
    «Подружки-ложки».
    Совершенствовать знакомые приемы игры на ложках. Учить детей держать ложки правильно, свободно, использовать только кистевое движение. При игре на ложках обращать внимание на правильную осанку, постановку ног и движения корпуса.
    Р. Н. П. «Светит месяц», «Андрей-воробей», «Ах, вы сени». Подвижные игры на развитие координации и внимания.
    7
    «Мы уже артисты».

    Знакомство детей с культурой сцены при выступлении ансамбля ложкарей.
    Подготовка концертного номера на осенний праздник. Р. Н. П. «Светит месяц». Подвижные игры на развитие координации и ориентации

    в пространстве.
    8
    «Мы уже артисты».

    Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера.
    Подготовка концертного номера. Р. Н. П. «Светит месяц».
    9
    Выступление детей перед одноклассниками.
    Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении.
    Все выученные произведения
    10-11
    «Тары- бары».
    Знакомство с приемом игры на ложках «трещётка», на одном и двух коленях, непрерывным движением и на счет 1,2,3.
    Р. Н. П. «Барыня», Упражнения на развитие чувства ритма. Подвижные игры на развитие внимания (смена ритма и темпа) (русские народные мелодии).
    12
    «На завалинке».
    Закрепление движения «трещетка», использование приема в различных вариациях. Учить детей играть попеременно небольшими группами, вовремя вступая и заканчивая свою партию. Побуждать детей к ритмической импровизации.
    Игра «Эхо», Игра «Зеркало», Р. Н. П. «Во кузнице», «Барыня».
    13
    «Пришла зима».
    Учить детей подыгрывать на ложках своему пению. Отрабатывать движение «трещетка». Познакомить детей с традицией Колядования.
    Разучивание песни «Таусень. Бегал зверек». Р. Н. П. «Барыня».
    14-15
    «Русские народные забавы».
    Совершенствовать исполнение в группах, вовремя вступая и заканчивая, со сменой ритмического рисунка. Побуждать к эмоциональному исполнению.
    «Таусень. Бегал зверек». Русские народные игры и забавы. Исполнение знакомых Р. Н. П. с использованием народных инструментов (бубны, трещетки, маракасы).
    16
    «Пришла Коляда-отворяй ворота».
    Учить детей эмоциональному раскрепощенному исполнению.
    Исполнение произведений первого полугодия по желанию детей. Выступление с колядочным номером перед детьми дошкольных групп.
    17-18
    «Пустились ложки в пляс».
    Познакомить с новыми приемами игры: «коленочки» и «локоть» (удар по своему колену и колену соседа, удар по колену и по согнутому локтю) в разных ритмических вариациях 1,2; 1,2,3.
    Русские народные плясовые наигрыши. Игры на развитие слухового внимания (смена ритма и темпа).
    19-20
    «Ложки говорят-приговаривают»
    Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок на ложках. Совершенствование игровых приемов на ложках.
    Дидактическая игра «Повтори за мной», Р. Н. П. «На горе калина». Плясовые наигрыши.
    21
    «Весело играем - всех потешаем».
    Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок в группе и сольно. Побуждать к ритмической импровизации.
    Плясовые наигрыши. Р. Н. П. «На горе калина». Русские народные мелодии.
    22
    «Мы играем - ручкам помогаем».
    Учить детей игре на ложках в движении (шаг, приставной шаг).
    Б. Н. П. «Бульба», Р. Н. П. «На горе калина».
    23
    «Ложки стучат, стоять не велят».
    Учить детей игре на ложках в движении. Познакомить с приемами игры на ложках в парах. Чередовать игру двумя ложками в одной руке и ложками в двух руках.
    Б. Н. П. «Бульба». Русские народные мелодии.
    24
    Подготовка к выступлению.

    Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера.
    Подготовка концертного номера. Плясовые наигрыши, Б. Н. П. «Бульба».
    25
    Выступление детей перед родителями на празднике 8 марта.

    Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении.


    26-27
    «Мы играем и поем - очень весело живем».
    Знакомство детей с шуточной русской песней и музыкой. Закрепление знакомых приемов игры. Знакомство с запаздывающим ударом.
    «Плясовая» В обработке Заволокиных. Подвижные русские народные игры, на развитие быстроты реакции смены движения.
    28
    «Ложки шутят».
    Закрепление приемов игры на 1.2 и 1,2,3. Развивать умение игры в быстром темпе.
    Знакомство с вариациями исполнения движения «Солнышко». «Плясовая» Заволокины. Игры на смену движения и ориентацию в пространстве. Ритмическая игра «Саша. Сережа».
    29-30
    «Творческая мастерская»
    Развивать творческие способности, музыкальный вкус. Подбор детьми приемов игры на музыкальных инструментах.
    Создание композиций, инсценировок. Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
    31
    «Русская песня - русская душа»
    Воспитывать любовь к русской песне, как неотъемлемой части русской культуры.
    Слушание русской народной песни в исполнении великих

    мастеров русской песни М.Морозовой,Л.Руслановой, Л.Зыкиной, Н.Кадышевой. Знакомство с их творчеством.

    Пение русских народных песен, обыгрывание, инсценирование
    32-33
    «Что умеют наши ложки».
    Закрепление полученных навыков.
    Игры на импровизацию. Повторение материала года.
    34
    Итоговое занятие.
    Мотивировать детей на следующий учебный год.
    Исполнение произведений по желанию детей.
    Учебно-тематический план программы

    2 год обучения - 2018-2019 учебный год

    Тема занятия
    Цель занятия
    Содержание
    1
    «Здравствуй, ложка, постучим немножко».

    Повторение материала прошлого года.
    Материал прошлого года
    2
    «В гости к ложкам-веселушкам».
    Воспитывать чувства коллектива, ответсвенности.
    Игры на чувство ритма. «Плясовая»Заволокины.
    3-4
    «Покатились ложки – с ручки на ножки».
    Научить детей новым элементам игры на ложках «скольжение», «скольжение с ударами», «обратное скольжение». Побуждать к инсценированию песен, самостоятельно находить выразительные движения.
    Ритмические игры в кругу. Р.Н.П. «А мы просо сеяли».
    5
    «Ложки не древние, ложки современные».
    Познакомить детей с игрой на ложках с использованием современной музыки.
    «Самодива» Instrumental. Видео с выступлениями ложкарей. Р. Н. П. «А мы просо сеяли»
    6-7
    «Осенины – ложкины именины».
    Проработать элементы для концертного номера. Побуждать детей к самостоятельному составлению композиций из знакомых элементов. Учить детей эмоционально передавать настроение в музыки сочетая с сценическим движением.
    «Самодива», «Каравай». Ритмические игры в кругу. Ритмическое двухголосие.
    8
    «В гости к первочкам».
    Мотивировать детей на занятия в музыкальных кружках.
    Выступление группы перед первоклассниками
    9
    «Осенины».
    Познакомить детей с осенними праздниками. Закрепить их представления об осени как благодатном и красивом времени года. Воспитывать уважение к крестьянскому труду.
    Выступление на осеннем празднике.
    10-11
    «Пляшут ложки, пляшут ножки».
    Закрепить знакомые элементы игры. Продолжить работу над игрой в движении. («шаг, удар, с запаздыванием», движения корпуса во время игры, по согнутому колену, с поворотами в пары).
    Р. Н. П. «Посею лебеду на берегу. «Каравай».
    12
    «Как пойдем плясать и петь»
    Закрепить знания детей о народных песнях России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
    Ритмический аккомпанемент к Р.Н.П. «Ванечка», «Заиграй, гармошка».
    13-14
    «Зимние забавы».
    Работа над выразительным исполнением. Соединение игры на ложках с хореографической композицией.
    Р. Н. П «Валенки». Игра «Ой, ты зимушка зима». Элементы русского танца.
    15
    «Новый год на порог».
    Познакомить детей с новыми элементами игры на ложках.
    Работа над концертным номером. Р. Н. П. «Валенки».
    16
    «Этот славный Новый год!»
    Формировать целеустремленность, чувство коллектива, ответственность, дисциплинированность.
    Выступление на новогоднем утреннике.
    17-18
    «Три подружки».
    Познакомить с новыми элементами игры на 3 ложках. Побуждать детей к творчеству и сотворчеству.
    Русские народные мелодии. Ритмическая игра «эхо» «Придумай ритм на мелодию»
    19
    «Аты-баты, шли солдаты».
    Познакомить детей с новыми элементами игры на ложках во время сценического движения. Закрепление элементов игры на 3-х ложках.
    «Яблочко» матросский танец. Русские народные мелодии.
    20
    «Аты-баты, шли солдаты».
    Познакомить с новым элементом игры – «Колено, ладонь, предплечье», побуждать к созданию новых ритмических композиций с новым элементом. Закрепление элементов игры на 3-х ложках.
    «Яблочко», Русские народные мелодии.
    21
    «Эх, лапти мои»
    Продолжать учить детей свободному движению при игре на ложках в рамках хореографической композиции.
    Р.Н.П. «Лапти», плясовая мелодия «Смоленский гусачок»

    22-23
    «Частушки-веселушки»
    Развивать творческие способности детей средствами игровой, танцевальной и музыкальной деятельности; учить детей восприятию окружающего мира средствами частушки.
    Частушки
    24
    «Мы – артисты».
    Знакомство с новыми элементами игры на ложках («скольжение прямое обратное в сочетании с трещеткой и ударами по ладони», «трещетка в сочетании с ударами по ладони.
    Р.Н.П. «Как у наших у ворот»
    25
    «Собирайся народ, в наш веселый хоровод»
    Воспитывать и поддерживать интерес к русской народной музыке; закрепить с детьми названия русских ударных инструментов, приемов игры на них; развивать чувство ритма, пространственную ориентировку, координацию движений.
    Р.Н.П. «Пошла млада за водой»
    26
    «Придумай ложке песню».
    Учить создавать творческие музыкально-инструментальные композиции. Способствовать творческому самовыражению ребенка. Учить навыкам сольного исполнения.
    Р.Н.П. «Пойду ль, выйду ль я»
    27
    «Будут игры и забавы»
    Развитие интереса к театрализованной и двигательной деятельности.
    Р.Н.П. «Ай, чу-чу» - ритмический аккомпанемент, инсцентировка песни
    28
    «Дружно песню запевайте!»
    Развитие восприятия и понимания ладовой и жанровой основы музыки, умения передавать их в различных формах исполнительской деятельности.
    Р.Н.П. «Во кузнице», «Пошла млада за водой»
    29
    «Трень, брень, дребедень»
    Формирование представления об особенностях музыкальных сказок; развитие познавательного интереса, творческих способностей, умение раскрывать образ с помощью музыки; воспитание интереса, любви к искусству.
    Озвучивание р.н. сказки «Колобок»
    30
    «Россия наша славится русскими матрешками,а еще гордится расписными ложками»
    Расширять представление детей о народной игрушке (матрёшка), продолжать знакомить с музыкальным народным творчеством.
    Р.Н.П. «Русские матрёшки», «Ложки деревянные»
    31
    «В гости в сказку мы пойдём »
    Создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем.
    Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету»

    А. Ермлов «Добрые сказки»
    32
    «Здравствуй, солнышко лучистое!»
    Развивать детскую любознательность, знакомить с окружающим миром, познакомить с весенними и летними закличками
    Р.Н.П. «Веснянка», «Яблонька»

    33
    «Хоть ложки мыть, да в миру быть»
    Обобщить полученные знания о ложках и других шумовых инструментах.
    34
    Заключительное занятие- концерт «Ложки знает целый мир, ложки – русский сувенир»
    Обобщить полученные знания и представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по величине, форме, материалу, внешнему виду и функциям)
    Исполнение выученных произведений.
    Список литературы

    1. А.Буренина Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2002г.

    2. А.Буренина Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2001г.

    3. Г.Срибная «Методика работы с ансамблем ложкарей»: журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 1996, - 109 с.

    4. Д.А.Рытов «Искусство игры на ложках» журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2001г. стр. 9

    5. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада: из опыта работы. - М.: Просвещение,1990г. – 159с.

    6. О.В.Кацер «Игровая методика обучению детей пению»: учебн. пособие. – 2-е изд. доп. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.

    7. СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений от 20 июня 2003 года

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    9. Федеральный закон РФ «Об образовании а Российской Федерации» №273 – ФЗ; Новый: вступил в силу: 1 сентября 2013г. статья 64

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом