Главная страница
qrcode

методические письма для подготовки выпускников классов к итоговой аттестации. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - География мет. Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях


НазваниеМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях
Родительский файл1875.rar
Анкорметодические письма для подготовки выпускников классов к итоговой аттестации
Дата03.02.2009
Размер165 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетод письма 9 кл в Рособрнадзор - География мет
ТипМетодическое письмо
#1246
Каталог
Полное содержание архива методические письма для подготовки выпускников классов к итоговой аттестации:
1. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Алгебра метод письмо 2008 9 кл ок.doc
1313 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании алгебры в общеобразовательных учреждениях
2. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Биология метод письмо 2008 9 кл ок.doc
122 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях
3. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - География метод письмо 2008 9 кл ок.doc
165 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях
5. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Письмо Рособрнадзора.doc
105 Кб.
Контроля и оценки качества образования
6. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Русский язык метод письмо 2008 9 кл ок.doc
189 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях
7. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Физика метод письмо 2008 9 кл ок.doc
176.5 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании физики
8. Метод письма 9 кл в Рособрнадзор - Химия метод письмо 2008 9 кл ок.doc
95.5 Кб.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 1875.rar, 2640.zip.
Показать все связанные файлы


Методическое письмо

Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме (ГИА). Создание новой модели экзамена приобретает особую актуальность в связи с переходом общеобразовательных учреждений на профильное обучение, позволяющее полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, точнее определять уровень образовательных достижений учащегося при решении вопроса о его зачислении в различные по профилю классы.

Несмотря на то, что экзамен в новой форме проводится на добровольной основе, число регионов, выбирающих данную форму итогового контроля, неуклонно растет.

Экзамен по географии в новой форме в 2008 году проводился впервые. Его сдавали выпускники IX классов из 10 регионов РФ.

При разработке экзаменационных материалов, предназначенных для объективной оценки общеобразовательной подготовки по географии творчески использовался опыт, накопленный за годы проведения эксперимента по введению ЕГЭ по географии.

Анализ результатов ГИА позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся по предмету, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами выпускников, т.е. предоставляет данные, являющиеся необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения географии.

Анализ результатов ГИА по географии. позволяет сформулировать рекомендации по совершенствованию процесса обучения в целях обеспечения более полного соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Описание экзаменационной модели

Содержание экзаменационной работы разрабатывалось в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Отбор содержания, подлежащего проверке, осуществлялся на основе стандарта основного общего образования и представлялся в виде операционализированных умений, чтобы обеспечить проверку их сформированности с учетом всех разделов обязательного минимума содержания основного общего образования по географии.

В каждый вариант экзаменационной работы по географии включались 30 заданий, на выполнение которых отводилось 120 минут. С их помощью проверялась освоенность содержания основных разделов курсов школьной географии 8 – 9 классов:

- источники географической информации (5 заданий);

- природа Земли и человек (5 заданий);

- материки, океаны, народы и страны (5 заданий);

- природопользование и экология(1 задание);

- география России (14заданий).
При разработке документов, регламентирующих разработку и проведение экзаменационной работы, наряду с проверкой традиционных географических знаний и умений особый акцент был сделан на проверку сформированности географических предметных компетенций – умений анализировать и обобщать географическую информацию, интегрировать знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным жизненным.

Распределение заданий экзаменационной работы по видам деятельности свидетельствует о том, что бòльшая часть заданий экзаменационной работы была нацелена на применение географических знаний и умений в знакомой, измененной или новых ситуациях: воспроизведение знаний и умений –10 заданий; применение знаний и умений в знакомой ситуации – 16 заданий; применение знаний и умений в измененной или новой ситуации –10 заданий.
В ходе экзамена проверялись пять групп умений, составляющих предметную географическую компетентность.

Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

Владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации). Без владения языком географии невозможно ни полноценное понимание ситуации, ни определение проблем, ни поиск путей их решения.

Умение «привязать» событие к конкретному месту в пространстве. Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов – природных, экономических, общественных. Размещение объекта (явления) в пространстве само является таким же важнейшим его качеством, как и другие свойства. Без умения «поместить» событие в конкретную точку на географической карте часто невозможно распознать суть той или иной проблемы.

Умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы. От выпускников требовалось припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации.

Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа информации. Экзаменуемый анализировал как имеющуюся информацию, так и дополнительно собранную.

Включение в экзаменационную работу заданий, проверяющих сформированность предметных географических компетенций определило важную особенность условий проведения экзамена: учащиеся обеспечивались линейками, калькуляторам и школьными географическими атласами для 7 класса, которыми разрешалось пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы.

В работе использовались задания различного уровня сложности: 16 заданий базового уровня (запланированный процент выполнения 60% - 90%1), 10 заданий повышенного уровня (40% - 60%), и 4 задания высокого уровня сложности (менее 40%).

Задания базового уровня проверяют умения называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений, описывать положение на карте географических объектов и ареалы распространения географических явлений, умения определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) географическую информацию, представленную в явном виде.

К заданиям повышенного уровня относятся те задания, с которыми должны успешно справляться 50% – 75% выпускников с хорошей подготовкой и 60% - 90% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

В заданиях высокого уровня проверяются умения применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.
Ниже приводятся типичные примеры заданий разных уровней сложности.
Пример 1 (базовый уровень сложности):

С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

1)

Финляндия

2)

Армения

3)

Швеция

4)

Турция

Пример 2 (базовый уровень сложности):

Как называется самое глубокое в мире озеро?

Пример 3 (повышенный уровень сложности):

Над каким из перечисленных островов 22 июня в полдень по местному времени Солнце находится выше всего над горизонтом?


1)

Мадагаскар

2)

Куба

3)

Новая Гвинея

4)

Шри-Ланка


Пример 4 (повышенный уровень сложности):

Определите страну по ее краткому описанию.

Территория этого государства состоит из более, чем 10 тысяч больших и малых островов. Характерной особенностью природы страны является повышенная сейсмичность территории и интенсивный вулканизм (более двух сотен действующих вулканов). Среднемесячные температуры воздуха января и июля практически не отличаются. Страна богата такими полезными ископаемыми как нефть, природный газ и каменный уголь, рудами различных металлов.

Пример 5 (высокий уровень сложности):

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
«Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc планирует вложить в 2008 − 2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн долларов. Остальные средства пойдут на обеспечение производств электроэнергией.

Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию».

Какие особенности природно-ресурсной базы промышленности Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?

Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности.

Как видно из приведенных выше примеров в экзаменационной работе используются три разных типа заданий: 17 заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов; 10 заданий с кратким ответом (ответ записывается в виде числа или одного - двух слов); 3 задания с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Выполнение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты ответа присваивалось до 2 баллов. Максимальный балл за выполнение всех заданий работы составлял 33 балла.

Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы ГИА по географии по сравнению с экзаменационной работой ЕГЭ является отсутствие разделения на отдельные части в соответствии с типами заданий: задания разных типов имеют общую нумерацию и не маркированы буквенными обозначениями. Такая структура объясняется тем, что во многих случаях задания разных типов составляют единый блок, все задания которого выполняются с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистической таблицы или текста.

Пример 6:

Задания 1 – 4 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

«12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек».

1. Как называется волна, разрушившая поселок?
2. Карту какого из материка необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?


1)

Африки

2)

Евразии

3)

Северной Америки

4)

Южной Америки


3. На дне какого океана произошло землетрясение?
4. Почему в этом районе часто происходят землетрясения?
Корректировка модели экзамена в 2009 году
Изменения экзаменационной работы 2009 г. прежде всего будут определяться повышением внимания к проверке сформированности предметной географической компетенции. В этой связи число заданий на воспроизведение знаний и умений сокращается до 6, число заданий на применение знаний и умений в знакомой или в новой ситуации увеличивается до 24

Все элементы содержания, отобранные для экзамена 2008 года, сохраняются и для 2009 года. В экзаменационную работу добавляются два задания, проверяющие понимание карт погоды, публикуемых в СМИ. Кроме того, в задании на определение географические объектов и явлений по их признакам с использованием географических карт будет расширен перечень объектов – это будут не только страны, но и субъекты РФ, крупные природные комплексы и др.

При сохранении общего количества заданий (30) увеличивается с 17 до 19 число заданий с выбором ответа и сокращается с 10 до 8 число заданий с кратким ответом.

Важным отличием условий проведения экзамена в 2009 году является то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы учащимся разрешается пользоваться не только географическими атласами для 7 класса, но и атласами для 8 и 9 классов.

С документами, регламентирующие разработку экзамена в новой форме 2009 г. можно на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Основные результаты экзамена по географии в 2008 году

Экзамен по географии в новой форме проводился впервые, поэтому сравнительные исследования можно реально проводить лишь в следующем году. К тому же количество тестируемых учащихся и регионов (по которым есть достоверная информация) относительно невелико.

Получена достаточно полная информация о результатах экзамена 6079 учащихся. Распределение тестируемых учащихся по типам образовательных учреждений имело следующую структуру: подавляющую часть составили учащиеся средних общеобразовательных школ – 83%; около 9 % пришлось на учащихся лицеев и примерно по 4 % – на учащихся гимназий и основных общеобразовательных школ.

Общие итоги выполнения экзаменационной работы оказались следующими:

Отметка «2» - 782 (13 % выпускников)

Отметка «3» - 2552 (42%)

Отметка «4» - 1656 (27%)

Отметка «5» - 1089 (18%)
Отметки по пятибалльной шкале рекомендовалось выставлять в зависимости от общего количества баллов (первичный балл), полученного выпускниками за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

При пересчете первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале использовались следующие параметры:


Отметка по 5 бальной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

менее 12

12-20

21-25

26-33


Для того чтобы набрать 12 баллов (нижняя граница отметки «3») учащемуся было необходимо выполнить 75% заданий базового уровня сложности. При этом учитывалось, что невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня может компенсироваться за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности, в том числе оцениваемых политомически.

В отдельных случаях, с учетом специфики того или иного региона (новизна и непривычность формы экзаменационной работы для учащихся, особенности прохождения программы и пр.) была возможность выставления отметки «3» при первичном балле ниже 12, но не менее 10.

Отметка «4» выставлялась, если экзаменуемый набрал не менее 21 балла, то есть выполнил все задания базового уровня и половину заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставлялась, если выпускник набрал не менее 26 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня могло компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Анализ результататов экзамена по основным разделам содержания школьной географии позволяет сформулировать ряд выводов.
Раздел «Источники географической информации»

Задания по данному разделу были сгруппированы в блоки по четыре задания. Перед каждым таким блоком размещался фрагмент топографической карты, на основе которого выполнялись все четыре задания. В этих заданиях проверялись умения определять направления по карте, измерять расстояния при помощи масштаба, а также умение «читать» карту: представить облик показанной на карте территории (определить рисунок, на котором правильно построен профиль рельефа местности) и решить с помощью карты задачи, возникающие в повседневной жизни (например, выбрать место для организации спортивной площадки, тренировок горнолыжной секции и т. п.)

Результаты выполнения заданий на определение по карте и плане местности расстояний при помощи масштаба не позволяет говорить об удовлетворительном уровне сформированности у выпускников данного умения: с ними справляются 40%-45% выпускников (здесь и далее указан интервал, в который попадают результаты выполнения большинства заданий, проверяющих соответствующий элемент). Фактически соответствующее требование образовательного стандарта достигнуто только теми выпускниками, которые получили на экзамене хорошие и отличные отметки. Для формирования этого важного требования недостаточно ограничиваться одной практической работой, предусмотренной примерной программой по географии для 6 класса.

Умение определять направления на картах и плане местности сформировано лучше; его демонстрируют 60%-65% выпускников. Вместе с тем почти 1/3 учащихся не знает сторон горизонта, путает запад с востоком, т. е. не умеет правильно воспринять и понять любой географический текст, что приводит к механическому запоминанию географической информации. Несформированность этого элементарного умения свидетельствует о сохранении репродуктивного стиля обучения географии, при котором от учащихся не требуется понимания материала, иллюстрации своих ответов при помощи географической карты.

Недостаточно сформировано также умение представлять географическую информацию в графической форме, читать изображение рельефа на топографических картах (с соответствующими заданиями справляются 45% -50% экзаменуемых). Менее половины выпускников способны представить, как выглядит местность, рельеф которой показан на карте местности при помощи горизонталей. Около 55% учащихся не могут определить направление спуска или подъема склона, не могут на карте отличить холм от впадины. В значительной степени несформированность этого умения может быть объяснена сокращением времени, отводимого базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе. Кроме того, в большинстве региональных программ по изучению своей местности (республики, области, края) не предусматриваются работы с крупномасштабными картами.

Умение распознавать в жизненных ситуациях проблемы, которые могут быть решены средствами географии, проверялось заданиями с развернутым ответом, в которых требовалось, пользуясь условными знаками, приведенными в легенде карты, выявить наиболее подходящий участок местности для той или иной цели и обосновать свой ответ, т. е. описать преимущества указанного участка или недостатки других участков. Полные правильные ответы на подобные задания смогли дать 35%-40% выпускников. Они продемонстрировали умение не только читать условные знаки, обозначающие характер поверхности, но и сравнивать крутизну склонов по расстоянию между горизонталями. Такой результат может быть расценен как хороший. Однако до 20% выпускников даже не приступали к выполнению задания, что свидетельствует об отсутствии у них представлений, о том, как имеющиеся знания и умения могут быть использованы для решения поставленной задачи.
Раздел «Природа Земля и человек»

Задания, проверявшие усвоение содержание данного раздела составляли пятую часть всех заданий экзаменационной работы.

Заданиями базового уровня трудности проверялось знание основных географических фактов, составляющих основу общей географической грамотности, ареалов распространения природных зон и представителей их растительного и животного мира; сформированность представления о положении на карте мира наиболее значимых географических объектов. Результаты выполнения заданий, проверявших содержание данного раздела представлены в приведенной ниже таблице.

Проверяемые элементы содержании раздела

Результат выполнения2

Знания




- основных географических фактов,

65%-85%

  • ареалов распространения природных зон и представителей их растительного и животного мира;

75%-90%

  • положения на карте мира наиболее значимых географических объектов.

75%-85%

Умения




- узнавать географические объекты и явления по их признакам

89%-94%

- распознавать в реальных ситуациях вопросы, которые могут быть решены средствами географии (выбор необходимого источника знаний)

65% - 75%

- выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений

50%-55%


- сравнивать продолжительность дня и высоту Солнца над горизонтом на разных территориях в разное время года

45%-50%

-объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний

15%-20% 3



Необходимо отметить, что при выполнении этих заданий, как и всех остальных заданий экзаменационной работы, разрешалось пользоваться школьным географическим атласом. Например, ответить на вопросы «На каком материке расположена река Конго?» или «На каком материке обитает уссурийский тигр?» можно было как по памяти, так и воспользовавшись, при необходимости, соответствующими картами атласа.

Результаты выполнения этих заданий показывают, что в целом проверявшееся ими содержание усвоено, так как с ними успешно справились от 65% до 90% выпускников.

Однако те же самые цифры свидетельствуют также и о том, что существует значительная доля выпускников (в основном это те, кто получил на экзамене отметку «2»), которые не могут ответить на вопросы, подобные приведенным выше в качестве примера, даже имея под рукой географический атлас.

Нельзя не отметить, что результаты выполнения заданий, ответ, на который можно найти в атласах, существенно выше, чем те, на которые требовалось отвечать по памяти.

Так, например, на вопрос «Кто совершил первое кругосветное путешествие?» правильно ответили всего 57% выпускников, при этом 10% учащихся вообще пропустили это задание, стоявшее первым в одном из вариантов.

Сформированность основных географических компетенций на материале данного раздела проверялась блоком из пяти заданий, выполнявшихся с использованием текста, моделирующего ситуацию, с которой учащиеся сталкиваются в жизни при анализе сообщений СМИ, информирующих о стихийных бедствиях и других уникальных природных явлениях.

В целом можно считать, что выпускники владеют языком географии - понимание основной географической терминологии, умения выбрать и читать карты различного содержания продемонстрировали 65% - 85% учащихся. Однако дать полное правильное объяснение географическим явлениям могут менее половины выпускников – только те, которые получили отметку «5» («двоечники» не смогли даже «привязать» событие к конкретному месту в пространстве – выбрать карту материка, на котором происходило то или иное явление).

Заметно ниже результаты выполнения заданий, проверяющих такое требование стандарта к подготовке выпускников, как умение выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений. С такими заданиями справилось не более 55% учащихся, что не позволяет говорить о его сформированности у выпускников.

Затруднения вызвали и задания на сравнение продолжительности дня и высоту Солнца над горизонтом на разных территориях в разное время года (40% - 45% выполнения). При этом данное умение является ключевым для понимания географических различий территорий, связанных с географической зональностью. Напомним, что географическая зональность является той закономерностью, без глубокого понимания которой невозможно говорить о полноценном усвоении курсов школьной географии.
Раздел «Материки, океаны, народы и страны»

Особо следует остановиться на анализе заданий повышенного уровня, требующих определения страны по ее краткому описанию (выполняя задание, выпускник должен выбрать нужные карты атласа). С этими заданиями успешно справились 35% - 40% экзаменуемых.

Повышенная трудность подобных заданий, по-видимому, определяется двумя факторами. С одной стороны, проверяемым содержанием, с другой – контролируемым учебным умением. Следует включать в учебный процесс задания, помогающие учащимся научиться видеть "частное в общем"; соотносить конкретное географическое явление или процесс с общим понятием. Особое внимание следует уделить различным видам работ с тематическими географическими картами.

Раздел «Природопользование»


В заданиях экзаменационной работы по этому разделу проверялось понимание понятий «рациональное и нерациональное природопользование» – умение оценить тот или иной вид хозяйственной деятельности человека с точки зрения последствий его воздействия на природу. Также проверялось понимание различий между разными видами природных ресурсов и умение отнести их к группам неисчерпаемых и исчерпаемых, возобновимых и невозобновимых.

В среднем с этими заданиями справились 45%-55% выпускников. Так как данный элемент содержания проверялся заданиями с кратким ответом, то можно сделать вывод о том, что в целом выпускниками данное содержание усвоено, однако характер типичных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении заданий этого раздела, позволяет говорить о некоторых недостатках подготовки выпускников.

Характерные ошибки проявляются в неверном отнесении к мерам по рациональному природопользованию всех видов деятельности, которые отличаются сиюминутной экономической эффективностью, позволяют снизить себестоимость продукции (например, осушение болот в верховьях рек, строительство ГЭС на равнинных реках). Причиной таких ошибок является непонимание того что, рациональное природопользование подразумевает предупреждение нежелательных последствий деятельности человека, такое использование природных ресурсов (возобновимых) при котором их запасы не только не сокращаются, но и увеличиваются, при использовании невозобновимых ресурсов из них извлекаются все полезные вещества, а все отходы перерабатываются и также используются.

Типичными ошибками также является неправильное отнесение лесных и почвенных ресурсов или к категории невозобновимых или к категории неисчерпаемых.

Раздел «География России»


Как отмечалось выше, почти половина заданий всей экзаменационной работы приходилось на раздел «География России». Содержание экзаменационной работы включало все основные темы данного курса – географическое положение; политико-административное устройство; общие характеристики природы, населения и хозяйства России в целом и ее географических районов. В экзаменационной работе проверялась способность применять знания и умения, как в знакомой ситуации, так и в измененной или новой ситуации.

На материале курса «География России» проверялось знание основных фактов и закономерностей, признаки географических объектов и явлений; а также следующие умения:

  • - описывать положение важнейших географических объектов России и ареалы распространения географических явлений на карте;

  • - извлекать из одного источника информации географическую информацию, представленную в явном виде;

  • - определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации;

  • - представлять географическую информацию в разных видах;

  • - приводить примеры проявления географических процессов и явлений, географических закономерностей;

  • - сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам;

  • - распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии, а именно: решать задачи, требующих применять умения определять различия в поясном времени территории.

Результаты выполнения заданий, проверявших содержание данного раздела представлены в приведенной ниже таблице

Проверяемые виды деятельности на содержании раздела «География России»

Результат выполнения


Знания




пограничных с Россией государств

85%

положения на карте субъектов РФ

58%-65%

особенностей географии промышленности

60%-65%

географических особенностей регионов России

65%-70%

Умения




читать статистические данные таблицы

89%-94%

определять по статистическим данным таблиц:




- динамику продолжительности жизни, долю сельских жителей в общей численности населения

72%-85%

- среднюю плотность населения

50%(П)

- естественный прирост, рождаемость, смертность

78%-85%

сравнивать




- города, регионы по численности населения

78%-80%

- регионы по показателю плотности населения

50%

-особенности природы регионов России

70%-86%

приводить примеры проявления географических процессов и явлений, географических закономерностей на территории России

70%

устанавливать и объяснять взаимосвязи между географическими явлениями и процессами

20%(В)


определять различия в поясном времени территории

50% (П)


На содержании темы «Географическое положение России» проверялось умение описывать положение географических объектов (пограничных стран) на карте. С заданиями, в которых требовалось определить, с каким из перечисленных государств граничит Россия справились более 85% учащихся. Можно предположить, что более высокий процент выполнения в сравнение с результатами выполнения подобных заданий в ЕГЭ, связан с тем, что учащимся был предоставлен географический атлас. В целом содержание темы усвоено всеми учащимися. Однако важно отметить, что примерно 15% выпускников, не справившихся с этими заданиями, не сумели выбрать необходимый источник информации (т.е. соответствующую карту в атласе).

Материал о политико-административном устройстве России усвоили 60%-65% экзаменуемых. У большинства из них сформировано верное представление о положении на карте субъектов РФ. Несколько хуже усвоен материал по географии основных отраслей промышленности.

На базовом уровне проверялось не только знание фактологического материала, но и умения находить информацию и извлекать ее из различных источников географической информации, представленной в явном виде; определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации. По сравнению со знанием фактологического материала, умения находить информацию и извлекать ее из различных источников сформированы лучше. Так, например, с чтением статистических данных таблицы справились 90% экзаменуемых. Определить по статистическим данным таблиц долю сельских жителей в общей численности населения или определить динамику продолжительности жизни за определенный период смогли 75%-80% учащихся. На основе анализа статистических данных таблиц 80% учащихся смогли определить показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионах России: показатель смертности (естественного прироста) в расчете на 1 тыс. жителей населения в указанных регионах.

С заданиями, в которых требовалось определить среднюю плотность населения региона по данным о численности его населения и площади территории (вычисления можно было проводить с помощью калькулятора), справилась примерно половина экзаменуемых; оставшиеся 50% выпускников не знали, как определяется этот показатель.

С заданиями, в которых необходимо было сравнивать географические объекты (города, регионы России) по численности населения, успешно справились в среднем 78%-80% учащихся. Несколько хуже усвоен материал об Основной полосе размещения населения. Примерно половина экзаменуемых, сравнивая плотность населения регионов Европейской части, обозначенных на карте, верно определяла регион с наименьшей средней плотностью населения – Республику Коми. Выполнение задания, в котором требовалось определить регион с наименьшей плотностью населения (в задании три региона расположены в Европейской части, а один в Азиатской), также вызвало трудность у половины экзаменуемых. При выполнении подобных заданий каждый пятый учащийся заблуждался относительно регионов, расположенных на юге Сибири, полагая, что они расположены вне Основной полосы размещения, и регионов, расположенных на севере Европейской части России, ошибочно полагая, что все регионы на ее территории расположены в Основной полосе размещения.

В заданиях экзаменационной работы проверялось умение сравнивать особенности природы регионов России. Это умение сформировано у большинства (80%) экзаменуемых.

70% выпускников смогли привести пример региона России, где имеются проявления географических процессов и явлений, характерных для других регионов мира.

Особо следует проанализировать результаты выполнения заданий высокого уровня сложности. С их помощью проверялись умения объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний. К выполнению этих заданий приступало 50%-70% экзаменуемых из числа всех сдававших экзамен учащихся. Максимально за полный верный ответ выставлялось 2 балла. Частично справились с заданиями примерно 30% у экзаменуемых (получили 1 балл), полностью – примерно 15%-20%.

Проанализируем результаты выполнения двух заданий. При выполнении задания, где требовалось объяснить, какие особенности ЭГП г. Копейска способствовали размещению в нем машиностроительного завода по производству горнопроходческих комбайнов, 10%-15% выпускников не только верно указали эти особенности, но и дали конкретизацию этих положений. Несколько более трудным оказалось задание, в котором следовало объяснить размещение передельных металлургических заводов в Нижнем Новгороде и Нижегородской области: 20% экзаменуемых, из числа приступивших к выполнению этого задания, известно или только о наличии в этом регионе большого количества машиностроительных предприятий – потребителей металла, или только о наличии здесь большого количества металлолома, лишь 10% выпускников смогли при объяснении указать обе эти причины.

Половина экзаменуемых успешно справилась с решением задач, в которых требовалось применить умения определять различия в поясном времени территории.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания географии с учетом результатов экзамена в 2008 году

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что основные недостатки географической подготовки выпускников 9 классов, проходивших аттестацию в новой форме, связаны не с пробелами в знаниях фактологического характера, а с недостаточной сформированностью умений работать с различными источниками географической информации, а также непониманием многих географических терминов и понятий.

Очевидно также, что значительная часть учащихся не научилась интегрировать знания и умения из различных курсов школьной географии с собственным жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным жизненным.

Выявленные по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса недостатки географической подготовки, требуют внесения некоторых корректив в преподавание географии.

Можно рекомендовать меры по совершенствованию всех основных этапов образовательного процесса начиная с этапа планирования, этапа отработки и закрепления знаний и заканчивая этапом проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

На этапе планирования результатов обучения по отдельных темам и разделам курсов школьной географии целесообразно использовать опубликованные материалы ГИА.

Все задания, используемые в ГИА, проходят экспертизу на предмет их соответствия стандарту основного общего образования по географии и могут служить дополнительным ориентиром для учителей при планировании глубины изучения той или иной темы, при выборе эффективных методик обучения, определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения необходимого уровня овладения географическими знаниями и умениями.

Анализ выявленных недостатков говорит о том, что главные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний. Результаты проведения аттестации показали, что учащиеся справляются довольно успешно с заданиями на простое воспроизведение знаний. Значительные затруднения возникают у учащихся в процессе решения задач, требующих использования полученных знаний и, особенно, умений в измененной учебной ситуации.

Возможно это связано с тем, что при закреплении знаний учителя обычно дают учащимся вопросы и задания, которые требуют простого воспроизведения знаний. Поэтому рекомендуется шире использовать задания, нацеленные на применение полученных на уроках знаний и и умений для объяснения событий окружающей действительности, анализа информации, публикуемой в СМИ. Подобные задания имеются в учебниках и учебных пособиях, но их явно недостаточно. Хорошим дополнением к ним могут быть опубликованные материалы ГИА.

Особое внимание следует обратить на форму организации деятельности учащихся.В учебном процессе до сих пор доминирует фронтальная форма работы, при которой подчас слабые учащиеся выпадают из работы класса. Гораздо более высокой эффективностью обладает групповая форма работы. Она позволяет объединить учащихся с разным уровнем подготовки и своими индивидуальными особенностями. При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет инструкция учителя (как необходимо выполнить то или иное задание). Инструкция представляет собой форму актуализации опорных знаний, определение алгоритма их выполнения и пр.

Для понимания сущности изучаемых географических процессов и явлений, отраженных в понятиях, в учебный процесс необходимо включать и познавательные задачи.

Важнейшие задачи школьной географии связаны с формированием картографических пространственных представлений, а также умения самостоятельно выбрать карту (или карты), необходимые для решения конкретных познавательных задач. Поэтому особое внимание следует обратить на необходимость использования карт в географическом атласе на всех этапах урока. Также можно рекомендовать включить в учебный процесс задания на определение географических различий отдельных территорий с использованием тематических карт.

Анализ типичных ошибок выпускников при определении направлений и расстояний по карте позволяет предположить, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше». Можно предположить, что подобная картина объясняется тем, что далеко не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ. В случаях отсутствия у учителя необходимых материалов, можно при проведении практических работ использовать в качестве раздаточного материалы, приводимые в опубликованных заданиях ГИА – 2008 г.

Анализ типичных ошибок выпускников 2008 года позволил установить, что для групп выпускников, имеющих различный уровень подготовки, характерны разные ошибки.Так, ошибки, допускаемые при ответах на задания базового уровня сложности, наиболее характерны для группы выпускников, имеющих невысокий уровень подготовки («отличники», как правило, не допускают ошибок при выполнении этих заданий). Ошибки при ответах на задания высокого уровня трудности допускаются группой более сильных учащихся, так как слабые учащиеся часто даже не приступают к выполнению таких заданий. В целях повышения эффективности работы по предупреждению типичных ошибок выпускников целесообразно использовать дифференцированный подход.

Для наиболее слабых учащихся типичными являются ошибки при определении направлений по карте. Причиной этих ошибок является, непонимание того, что на карте направления «север-юг» и «запад-восток» соответствуют не направлениям «вверх - вниз», «влево - вправо», а линиям градусной сети карты. Умения определять географические направления и координаты формируются в 6 и закрепляются в 7 классе, но, очевидно, в дальнейшем часть учащихся утрачивает их, забывает, что такое широта и долгота. В процессе обучения курсу «География России» при организации самостоятельной работы на уроках именно для слабых учащихся целесообразно предусмотреть задания, позволяющие им восстановить утраченные умения: определять промышленную специализацию города, направление течения реки и т.п.

Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи. В практике обучения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь на ГИА с заданиями, включающими избыточную (как любой реальный источник географических знаний) информацию, экзаменуемые пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения, которые они могут извлечь из данной в условии карты или статистической таблицы. Для формирования умений, нужных для решения таких задач, требуется соответствующая тренировка учащихся. При создании необходимых для этого заданий учителю также рекомендуется использовать опубликованные материалы ГИА. Например, из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию в регионах России, удалить строку с данными о показателе смертности и дать задание (для слабых учащихся) установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения, или (для сильных учащихся), провести расчеты с целью сравнения плотности населения в отдельных регионах России.

Повышению эффективности образовательного процесса по географии в средней школе поможет использование не только отдельных заданий, но и многих других элементов системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ГИА. Задания, апробированные в рамках ГИА, целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с выпущенными в последнее время новыми пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии.

Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.

В настоящее время существует значительное количество разнообразных пособий, предназначенных для проверки учебных достижений учащихся по географии. Основным их недостатком является то, что они ориентированны преимущественно на воспроизведение знаний фактологического характера, формированием которых цели обучения географии не ограничиваются. Явно недостаточно в таких пособиях заданий для проверки сформированности умений пользоваться источниками географических знаний, в которых информация представлена в невербальной (рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы и т.д.) форме. Включение заданий ГИА, проверяющих сформированность этих умений, как в тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и на иллюстративном материале, статистических приложениях.

При организации контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применить их.
В заключение обратим внимание на материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru). На нем размещены следующие материалы:

- аналитический отчет по результатам проведения экзамена в 2008 г. для выпускников 9-х классов на основе обработки данных, полученных из базовых регионов;

- документы, регламентирующие разработку КИМ для ГИА по географии 2009 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2009 г.

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

1 В скобках указан процент учащихся которые, как предполагается, должны успешно выполнить задание соответствующего уровня сложности

2 Здесь и далее в таблицах указан интервал, в который попадают результаты выполнения большинства заданий, проверяющих соответствующий элемент.

3 Данное умение проверялось заданиями с развернутым ответом. Здесь и далее в таблицах для заданий с развернутым ответом указано количество выпускников, приступивших к выполнению данного задания, и получивших максимальный балл за его выполнение.




перейти в каталог файлов


связь с админом