Главная страница
qrcode

Дикция.техника речи. Дикция как составляющая техники речи публичного выступления Ведущий вебинара


НазваниеДикция как составляющая техники речи публичного выступления Ведущий вебинара
Дата28.11.2019
Размер1.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДикция.техника речи.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#2075
Каталог

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Сценарий к 9 мая - 2019г.docx, сценарий праздника Пасха.docx, 23 февраля.docx, день сельских женщин.docx, scenarii2019.doc, 24.10.2019-Пантюшина О.И..pdf, Дикция.техника речи.pdf, создание вокал инстр коллектива.pdf, Титульный лист.docx, Annotations to the working programme of the Kabardian language f и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
Дикция как составляющая техники речи публичного выступления
Ведущий вебинара:
Гревцова Е. В.,
кандидат
педагогических наук
План
1. Понятия «дикция» и «техника публичного выступления»
2. Особенности публичного выступления.
3. Совершенствование дикционных навыков
4. Артикуляционная гимнастика
Понятия «дикция» и «техника публичного выступления»
Дикция—
это четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.
Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.
Фактически дикция – это произношение звуков.
Проблемы с дикцией бывают из-за неправильного
произношения некоторых звуков
(шипение, подсвистывание, проглатывание,
произношение одного звука вместо другого).
Обычно это происходит из-за неправильной постановки
артикуляционного аппарата, и необходимо развивать
мышцы губ, языка.
Но даже если дикционные дефекты связаны с такими
недостатками, как неправильный прикус, щербинка
между передними зубами и др., добиться четкой, внятной,
выразительной речи возможно
.
Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то

Характерные особенности публичного выступления
• большое количество слушателей (как минимум группа);
• явное преобладание монологических высказываний;
• выстроенная структура речи;
• наличие конкретной цели.
Техника речи публичного выступления
Это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки голоса и т.д., необходимых для качественного публичного выступления
Дикция- очень важная составляющая техники речи публичного выступления
• Типичные дефекты дикции – шепелявость, картавость, гнусавость, сюсюканье, комканье, проглатывание концов слов снижают эффект публичного выступления.
ПРИМЕР
Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов.
Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию.
Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн.
Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости и особой работы над речью.
Четкая дикция очень важна для сценической речи.
Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека.
При хорошей дикции активно работают подвижные органы речи- губы, язык, нижняя челюсть.
Именно слаженная работа артикуляционного аппарата обеспечивает успех публичного выступления.
Совершенствование
дикционных навыков
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика включает:
• Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
• Упражнения для развития подвижности губ
• Упражнения для развития мышц языка
Работа над гласными звуками
• Работа над согласными звуками
• Исправление дикционных недостатков
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
Ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
Ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец).

3. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо
• ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии
• 4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ аааааеееее аааааиииии
Иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээаааааа аааааиииииэээээоооооо
Упражнения для развития подвижности губ
• 1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
• 2.
Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
• 3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
• 4
. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
• 5.
Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
• 6.
Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
Упражнения для развития подвижности губ
• 7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
• ииииии (губы растянуты в улыбке);
• оооооо (губы овалом);
• уууууу (губы трубочкой).
• 8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
• сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
• шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
• 9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
• ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
• ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
• оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
• ааааииииууууыыыы;
• ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
• ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
• 10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
Упражнения для развития мышц языка
• 1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
• 2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
• 3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
• 4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Работа над гласными звуками
Работа над гласными звуками
Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я, после звуки у, ы, после е, о
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...

• А.С. Пушкин
Произносите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
•Мал, да удал.
•Два сапога - пара.
•Нашла коса на камень.
•Знай край, да не падай.
•Каков рыбак, такова и рыбка.
•Под лежачий камень вода не течет.
•У ужа ужата, у ежа ежата.
Работа над гласными звуками
Самая длинная скороговорка в мире
«Лигурия»
Работа над согласными звуками
Прочтите слоги
•1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
•2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш


Упражнения в четкости произнесения слов со
стечением согласных звуков.

Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.


Пример
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
СВИСТЯЩИХ С — З
• Упражнение 1. Артикуляция звуков С—З тренируется
• легче, если перед ними стоит гласный звук И, т.к. губы
• принимают при «И» положение, характерное для С и З.
Произносите:
• иск — искра — испуг — исход — история
• издавна — изверг — изба — избыток — издёвка
• исстари — изморозь — извне — исступление
• риск — писк — визг — миска — киска
Упражнение 2. Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С — З находятся в начале слова:
• сук — суп — суд — судак — сурок
• сок — сор — соль — сода — содержание
• сад — сани — сало — сахар — салют
• сэр — сэндвич — север — сено — семь
• сип — сивый — сила — сиг — симпатия
• сыр — сыпь — сыро — сын — сытый
• зуб — зубило — зудит — зубр — зуммер
• золото — зов — зона — зори — зола
• зазор — заноза — зараза — зазноба — звёзды
• зебра — зеркало — зелень — зев — земство
• зимушка — зимний — Зина — Зигмунд
• зыбь — зыбун — зыркать — зычный

Упражнение 3. Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С—З находятся в конце слова:
•ус — нос — квас — вес — лес — мыс
•голос — лотос — палас — каркас
•минус — фокус — конус — ребус — кактус
•груз(с) — глаз(с)— воз(с) — таз(с)
•мазь(сь) — грязь(сь) — князь(сь) — бязь(сь)

Упражнение 4. Тренируйте правильность произношения в словах, где эти звуки стоят в середине слова:
•асфальт — атмосфера — каска — маска
•государство — насос — космос — рост — мост
•вздернул — вздрогнул — взгрустнул — вздумал
•вспорол — вспомнил — всуе — всхлипнул

Упражнение 5. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуками С—З: солист ансамбля запретная зона каскад струй знание языка весна красна зоркие глаза сырой песок признак грозы последний выстрел звуки музыки высокий рост золочёное зеркало

Упражнение 6. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, проверяя правильность артикуляции С—
С'.
• Придет осень, за всё спросит.
• Авось да небось — хоть брось.
• Худые вести не стоят на месте.
• Не в свои сани не садись.
• Собака на сене — сама не ест и другим не даёт.
• Всякому семени свое время.
• Всем сестрам по серьгам.
• Краткость — сестра таланта.
• Старость — юность усталых людей.
Упражнение 7. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, проверяя правильность артикуляции З —
З'.
• Занятия спортом — залог здоровья.
• А зори здесь тихие.
• От лени болезнь, от работы — здоровье.
• Око за око, зуб за зуб.
• У трезвого на уме, у пьяного на языке.
• Много званых, да мало избранных.
• За добро добром заплатят.
• Люблю кизил и изюм.
• Зяблик зябнет на берёзе.
• Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
• Один за всех, все за одного.



Итоговая тренировка
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:
• вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Итоговая тренировка

Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.

Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
Итоговая тренировка
Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

• Колокольчики.

• Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод.
По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.
Попробуйте прочитать данный текст с закрытым ртом
Развивайте свою фантазию.
Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать.
Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

• Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
• При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
• Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по
10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Исправление дикционных недостатков
• 1. Внимательно прочитать описание артикуляционного
• уклада согласного звука.
• 2. Найти ошибку в собственном артикуляционном укладе.
• 3. Контролируя положение артикуляционных органов, с
• помощью ощущений добиться правильной постановки звука (для
• облегчения задачи полезно использовать зеркало),
• 4. Тренировать правильное звукопроизношение, выполняя
• предложенные упражнения.
• 5. Следить за правильным произношением в повседневной
• речи.
•«Самое важное в искусстве речи – это вопервых, произношение, во – вторых, произношение, и , в-третьих, произношение»
Демосфен
Литература
• Козлянинова, И.П. Сценическая речь /И.П.Козлянинова. - Москва
: Издательство «ГИТИС», 2002. - 511 с. 1 5 ВМ 5 — 7 1 9 6 — 0 2 4 9 —6
• Алферова, Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение/ Л.Д.
Алферова.- СПб.-2003.- 89 с.
• Ласкавая Е. Сценическая речь /Е.Ласкавая : Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»).- 144 с.
Спасибо за внимание!

перейти в каталог файлов


связь с админом